Премьера спектакля
«Горе от ума»
15 июня
1928 г.
15 июня 1928 года Ленинградский академический театр драмы выпустил спектакль «Горе от ума» в постановке К. П. Хохлова. К пьесе А. С. Грибоедова театр обращался многократно. Спектакль 1928 года готовили порядка двух лет, было потрачено много сил и средств, однако, после долгожданной премьеры по страницам прессы прокатилась волна негодований. В отзывах фигурировало сокрушительное слово «провал». Из рецензии в рецензию современники указывали на одни и те же существенные недостатки постановки.

Я.О. Малютин в роли Скалазуба. Из фондов Александринского театра.

Критики также указывали на необоснованное снижение жанра. Острая сатира, пронизанная глубоким драматизмом, превращалась буквально в водевиль. Непроизвольно происходило смещение смысловых акцентов в трактовке главных персонажей, в результате чего, утрачивалась проблематика пьесы. Было заметно, как сложно справляться с режиссерскими задачами молодым талантливым актерам (Н. К. Симонову – Чацкому, Н. С. Рашевской – Софье), уже успевшим проявить себя в других ролях. Тема любви Чацкого к Софье была развита до такой степени, что превращала главного героя в одержимого чувством «расшалившегося школьника» (Г. Авлов), «придурковатого переростка» (С. Дрейден), «круглого идиота» (Б. Мазинг). Ни о каком «уме» говорить не приходилось, и обличительные речи из уст такого Чацкого звучали странно и неубедительно. Зритель сочувствовал скорее «добродушному» и «благообразному старичку» Фамусову в исполнении Б. А. Горин-Горяинова, который будучи «степенным хозяином дома» «не допускает у себя сумасшедших и истеричных выкриков влюбленного юноши»*.
Чирков А., Шебалков И. Глазами рабкоров // Рабочий и театр. 1928. № 27
Постановка «Горя от ума» явилась наглядным свидетельством непростой ситуации, сложившейся в Акдраме. Она невольно обнажила главную проблему театра, который, как утверждал Мазинг, на тот момент не был «художественно цельным организмом, имеющим свое лицо, свою школу, определенную систему», что привело к отсутствию «твердого репертуарного плана» и «художественного единства»*.
Мазинг Б. Вредный и ненужный спектакль // Рабочий и театр. 1928. № 27
Эскиз костюма Хлестовой для В.А.Мичуриной-Самойловой. Художник И.М. Рабинович. Из фондов СПбГМТМИ.
В.А. Мичурина-Самойлова в роли Хлёстовой. Из фондов Александринского театра.
Платье от костюма Хлёстовой для В.А.Мичуриной-Самойловой. Художник И.М. Рабинович. Из фондов СПбГМТМИ.