Премьера спектакля
«лунная ночь, или домовые»
19 июня
1822 г.
19 июня 1822 года на сцене Большого (Каменного) театра Санкт-Петербурга впервые была представлена комическая опера в двух действиях «Лунная ночь, или Домовые». Петр Александрович Муханов и Пимен Николаевич Арапов написали либретто по просьбе композитора Александра Александровича Алябьева. У театрального летописца П. Н. Арапова мы находим сообщение о том, что: «Петр Александрович Муханов был хорошо знаком с А. А. Алябьевым, который желал написать музыку для какого-нибудь оперного либретто; уговорил меня, он составил из довольно забавного сюжета пьесу, и мы смастерили ее вдвоем с Мухановым».*
Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 320.
Портрет П. Н. Арапова. Автотипия Эд. Гоппе.
Портрет П. М. Муханова. Фототипия с акварели Н. А. Бестужева.

Портрет А. А. Алябьева. Художник В. А. Тропинин.

А. А. Алябьев, герой войны 1812 года, впоследствии автор известного романса «Соловей» (1826) на стихи Антона Антоновича Дельвига, пользовался в начале XIX века большой популярностью. Так случилось, что музыка к опере «Лунная ночь, или Домовые» была дебютным музыкальным произведением композитора для театральной сцены.

Капельмейстер Катерино Альбертович Кавос «отдавал справедливость мастерской оркестровке молодого композитора»*, когда легкая и светлая мелодия кружила под сводами театра. «Музыка Алябьева удалась».*
Комическая опера была выбрана Елизаветой Семеновной Сандуновой для своего бенефиса.

Действие оперы переносит зрителя в атмосферу русской усадьбы начала XIX века. Усадьба принадлежит помещику Трусимову, семья которого прибывает в замешательстве: с некоторых пор по ночам в их саду слышны голоса. Служанка Оленька, предполагает, что это домовые и однажды, отец и мать решают узнать кто нарушает их спокойствие. Захватив ружье, отец бодрым шагом уходит в сад, где они с женой застают две фигуры «домовых». Выстрел. Фигуры падают. Гордые супруги удаляются в дом. Но «домовые» оживают — это Армидин и Схваткин, женихи Маши и Оленьки. Затем появляется и жених Лизы, гусарский офицер Разрубов. Они молоды и влюблены. Спектакль заканчивается согласием родителей на свадьбу дочерей: замечательный водевильный сюжет для завершения театрального вечера.




Из фондов СПбГТБ.


Портрет Е. С. Сандуновой. С литографии П. Бореля. Из фондов ГИМ.

Бенефициантка Е. С. Сандунова исполнила роль жены помещика Трусимова. Пятидесятилетняя певица и актриса, по-прежнему демонстрировала в первых ролях «благородных матерей» меццо-сопрано редкой красоты и широкого диапазона. По воспоминаниям «в её творчестве было достигнуто единство вокального и сценического начала».*

Петр Васильевич Злов, имея густой бас, выступил в роли «благородного отца» Трусимова.

Александра Ивановна Иванова сыгравшая его дочь Лизу, очаровывающая публику чистым и высоким голосом, была особенно отмечена в «увертюре и дуэте: „Так поцелуй в любви залог!”, который пела вместе с Самойловым»*.

Вторую дочь — Машу играла Мария Федоровна Монруа (Шелихова 1-я, старшая). Обладательница великолепного сопрано в «Лунной ночи» ярко проявила себя, исполняя партию, звучным приятным и мягким тембром.
Цит по: Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки: Очерк. Ленинград, 1959. С. 405.

Елена Яковлевна Сосницкая (жена актера Ивана Ивановича Сосницкого) — прелестная служанка Оленька, по свидетельству современников, не имела большого голоса, но за хорошую технику пения ее и любила публика.

Григорий Федорович Климовский (настоящая фамилия Иваницкий) был лирическим тенором, и роль студента Армидина была написана словно для него.

Василий Михайлович Самойлов в партии гусарского офицера произвел впечатление «неслыханным тенором» огромного приятного звучания. Публика приветствовала его пение аплодисментами.

Приказной Схваткин — Александр Николаевич Рамазанов, был «проникнут веселостью». Современники считали Рамазанова отличным актером, лучше всего ему удавались роли комиков, он отлично танцевал, его талант был многогранным.

Из фондов СПбГТБ.

Опера понравилась зрителю: замечательная музыка, прекрасный актерский состав, веселый и легкий сюжет. Особенно отличились в спектакле В. М. Самойлов, Е. С. Сандунова и А. И. Иванова: всякий раз, когда давалась «Лунная ночь, или Домовые», публика неоднократно вызывала их на подмостки и долго рукоплескала.
Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 320.