Александр Александрович Музиль
20 июня
1908 г.
20 июня 1908 года родился режиссер и педагог Александр Александрович Музиль. Он принадлежал к знаменитой актерской династии Бороздиных‒Музилей–Рыжовых и прослужил в Театре драмы им. А. С. Пушкина более пятидесяти лет.
Александр Александрович был человеком, который будто бы связывал две театральные эпохи: видел спектакли К. С. Станиславского, А. Я. Таирова и Е. Б. Вахтангова, бывал на репетициях Вс. Э. Мейерхольда, в его постановках играли Н. К. Симонов, Н. К. Черкасов, Б. А. Фрейндлих, Ю. В. Толубеев, Н. С. Мартон, С. И. Паршин, Н. Н. Ургант и многие другие великие артисты.

Музиль поставил более тридцати спектаклей, вошедших в историю Александринского театра: «Суворов» (1939), «Дворянское гнездо» (1941), «В середине века» (1951), «Потерянный сын» (1961), «Перед заходом солнца» (1963), «Сказки Старого Арбата» (1971), «Аэропорт» (1977) и другие. Он обладал умением найти своего актера и создать на сцене особую атмосферу.

А. А. Музиль

«Александр Александрович никогда не предавал своих артистов. Никогда не ставил ненужных или плохих советских пьес. Всегда очень тонко чувствовал время и своего зрителя. В спектаклях Музиля всегда была любовь… Не всем это чувство дано. Александр Александрович Музиль обладал им сполна», — вспоминала актриса Александринского театра Ирина Петровна Вознесенская*.
С полным списком работ режиссера вы можете ознакомиться в издании «Репертуар Александринского театра, 1917‒2012: премьеры и возобновления»:
Филоненко О. Музиль и его малютки // Империя драмы. 2009. № 24. С. 4.

Шарж на А. А. Музиля

Особое место в жизни Музиля занимала педагогическая деятельность на кафедре режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Среди его воспитанников были Юрий Копылов, Игорь Масленников, Геннадий Опорков, Исаак Штокбант, Давид Либуркин, Лариса Малеванная, Анатолий Праудин, Григорий Дитятковский и другие.

«Александр Александрович был лучшим педагогом института. Во всяком случае, никто не выпустил такого количества интересных режиссеров. Ведь только в Ленинграде с одного нашего курса работали Виктор Сударушкин, Алексей Герман, Леонид Менакер… Он был хорошим педагогом прежде всего потому, что умел выбрать учеников, и еще потому, что, разуверившись, безжалостно расставался с ними. И никогда не болтал, не произносил громких слов, не тратил время попусту. Он учил профессии и еще многому, не поддающемуся определенной формуле, тому, что каждый был волен брать у него сам. Он никогда не уклонялся от встречи и на любой вопрос пытался дать ответ. Свой», — вспоминал режиссер Аркадий Фридрихович Кац*.
Кац А. Он умел выбрать учеников // Петербургский Театральный журнал. 2001. № 4. С.19-20.
В нашей библиотеке хранится архив режиссера, о содержании, которого вы можете прочитать в издании «Записки Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки».
Синельникова Т. А. Архив В. Д. Савицкого // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Вып. 3. Санкт-Петербург : Гиперион, 2001. С. 94–95.