премьера спектакля «Чайка»
29 июня
1990 г.
29 июня 1990 года состоялась премьера спектакля «Чайка» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина в постановке Игоря Олеговича Горбачева и сценографии Александра Леонидовича Дубровина.

Афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

Это было «зрелище в своем роде ошеломляющее, никак не похожее ни на одну из ранее виденных интерпретаций пьесы»*. Темп спектакля был стремительным: четырехактная пьеса, без привычного зрителям «чеховского настроения», без пауз, проходила, «как скоростной состав»*, за два с половиной часа. «Ибо невероятные, разрушительные страсти бушуют здесь в душе каждого персонажа, они-то и гонят действие вперед».*

 Образ пространства и образ человека были заключены в спектакле в универсальную драматическую коллизию, вобравшую в себя все судьбы, все трагедии персонажей пьесы. «Тоска по прежним временам — вот лейтмотив драмы, поставленной И. О.  Горбачевым».* «Это спектакль о ревности и зависти. Ибо жаждой славы превыше всего одержимы многие персонажи».*

Аркадина, в исполнении Галины Тимофеевны Карелиной, олицетворяла вялую истерию в парадоксальном сочетании с остервенелым равнодушием. Ни вкуса к жизни, ни материнского чувства, хотя бы наигранного, «для других», ни приверженности своим представлениям о творчестве — ничего нет в этой парадно одетой даже для игры в лото бесцветной даме.
Алексеева Е. Горбачев берет реванш // Вечерний Ленинград. 1990. 7 июля (№156). С. 3.
Алексеева Е. Горбачев берет реванш // Вечерний Ленинград. 1990. 7 июля (№156). С. 3.
Забозлаева Т. А. Грех эгоизма // Советская Россия. 1990. 21 авг.
Забозлаева Т. А. Грех эгоизма // Советская Россия. 1990. 21 авг.
Критиков и зрителей поразила неожиданная трактовка образа Евгения Сергеевича Дорна, которого на премьере спектакля исполнил Валерий Анатольевич Кузин. Привычный для многих второстепенный персонаж пьесы — провинциальный врач, любимец женщин, всегда умеющий жить «со вкусом», — занял в новом прочтении ведущую роль.

«По существу в нашем спектакле Дорн — центральная фигура... словно бы вобравшая в себя всю горечь, всю боль окружающего мира... один из немногих среди чеховских героев, кто сумел не пасть духом, не измельчать нравственно, сохранить себя как личность в мире, лишенном душевной гармонии», — рассуждал о своем персонаже В. А. Кузин.*

Эскиз мужских костюмов. Художник по костюмам К. Т. Добрякова. Из фондов СПбГМТМИ.

Доктор Дорн // Рампа. 1990. №19 (22 нояб.–12 дек.). С. 27.
Доктор Дорн // Рампа. 1990. №19 (22 нояб.–12 дек.). С. 27.
Не случайно именно эту роль играл «в очередь» с Кузиным постановщик спектакля Игорь Олегович Горбачев...
Г. Т. Карелина — Аркадина.
С.С. Сытник — Тригорин. Из фондов Александринского театра.
Т. П. Кулиш — Нина Заречная. Из фондов Александринского театра.
Персонажи спектакля сводили личные счёты, не принимая всерьёз душевных метаний друг друга.
Доступная и иллюстрирующая сюжет музыка, вызывала сентиментальные и грустные ожидания чего-то неизбежного. Композитор В. И. Кладницкий создал атмосферу таинственности и недоговоренности в палитре внутренних переживаний героев пьесы А. П. Чехова.
Спектакль «Чайка» стал ярким и запоминающимся. Прекрасный актерский состав и целостность произведения превзошли все ожидания зрителей.