Николай Васильевич Смолич
28 июня
1888 г.
28 июня 1888 г. родился Николай Васильевич Смолич, выдающийся режиссер, один из лидеров авангардного музыкального театра 1920-х годов.

Н. В. Смолич.

Из фондов Российского национального музея музыки.

В МАЛЕГОТе (Ленинградском академическом Малом оперном театре) вместе с дирижером С. А. Самосудом и художником В. В. Дмитриевым он скрупулезно и вдохновенно работал над постановками современных опер Э. Кшенека «Прыжок через тень» (1927) и «Джонни наигрывает» (1928), снискавшими театру европейскую славу; стал первым постановщиком опер Д. Шостаковича «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1933). Их так называемые синтетические спектакли, демонстрировавшие вокал, актерское мастерство, необычную сценографию, изумительную технику сцены, были в фаворе не только у искушенного зрителя, но и у широкой публики.

В одном из интервью Смолич говорит: «Живым театром может называться такой, который, как губка, впитывает в себя то, что несет с собой жизнь… Радио, кино, электричество и механизация имеют то же значение в спектакле, которое имели некогда греческие маски, рупоры и котурны»*.


Жизнь искусства. 1928. № 46. С. 12
Николай Васильевич родился в Петербурге (по другим сведениям в городе Речица Минской губернии) в семье протоиерея, окончил классическую гимназию, в 1905—1908 гг. учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, но оставил его ради театра. В 1911 году по окончании Драматических курсов при Императорском театральном училище под руководством В. Н. Давыдова и С. И. Яковлева (класс режиссера Александринского театра А. И. Долинова), был официально зачислен в штат Александринки с окладом 600 рублей в год.

Слева направо: В.Н.Всеволодский-Гернгросс, А.И.Чекрыгин, Н.В.Смолич, В.Я.Андреев, М.С.Самосуд, постановщики спектакля «Двадцать пятое» по поэме поэмы В.В.Маяковского «Хорошо» в МАЛЕГОТе. 1927 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Николай Васильевич в 1911-1917 гг. — был актёром, с 1916 — режиссером, в 1920–1924 годах — руководителем художественной части Александринского театра. С самого начала у Смолича была тяга к совмещению нескольких профессий — актерской, режиссерской, административной, педагогической.28 июня 1888 г. родился Николай Васильевич Смолич, выдающийся режиссер, один из лидеров авангардного музыкального театра 1920-х годов.

Участники постановки спектакля «Двадцать пятое» по поэме Маяковского «Хорошо». Слева направо: С. Самосуд, Н. Смолич, В. Андреев, неустановленное лицо, Г. Павлов, В. Маяковский. 3 ноября 1927 г.

Директор академических театров И. В. Экскузович после просмотра спектакля «Заговор Фиеско», поставленного Н. В. Смоличем, убедил последнего в том, что он — музыкальный режиссер и предложил постановку оперы. С 1922 года Смолич переходит в режиссуру оперы и оперетты. Уже первый спектакль «Травиата», поставленный Смоличем на сцене МАЛЕГОТа, подтвердил, что он действительно состоялся как музыкальный режиссер. Спектакль долго и с неизменным успехом держался на сцене театра и прошел 203 раза.

В 1924 г. Николай Васильевич становится художественным руководителем и директором Ленинградского Малого оперного театра. Весной 1932 года переходит на работу в московский Большой театр, а с 1938 по 1947 занимает должности режиссера, директора и художественного руководителя Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Творческие связи с ленинградскими театрами поддерживались им постоянно.

Наиболее полно творчество Н. В. Смолича освещено в исследованиях критиков Е. В. Третьяковой и К. А. Учителя.