Петр Алексеевич Плавильщиков

4 апреля
1760 г.
Выдающийся актер, известный писатель, автор первого русского теоретического трактата по вопросам драматургии, Петр Алексеевич Плавильщиков родился 4 апреля 1760 года в Москве. Выходец из купеческой семьи Плавильщиков пренебрег желанием отца стать медиком, хотя и закончил университет. Не медицина стала его увлечением, а театр, что было в ту пору необычным для человека с высшим образованием. В 1779 году молодой человек приезжает в Петербург и зачисляется в Придворную труппу, где и служит до 1793 года.
По свидетельству современников, замечательный актерский талант, образованность, прекрасные внешние данные (высокий рост, благородные черты лица, голубые глаза и великолепный тембр голоса) позволяли Плавильщикову изображать самые противоположные роли: от царственных особ, исполненных величия и достоинства до трагических типажей. Первые его дебюты состоялись в трагедиях Сумарокова и Княжнина в постановках «Хорев» и «Титово милосердие». Большое влияние на развитие драматического дарования юноши оказал известный актер И. А. Дмитревский. Не случайно, после отставки последнего, Петр Алексеевич был назначен на его место инспектором труппы, затем режиссером. Публика любила актера и особенно активно посещала театр, когда он выходил на подмостки. Из воспоминаний С. Н. Глинки мы узнаем, что, «когда Плавильщиков являлся в „Эдипе“, весь театр рыдал: так естественны, так глубоки были его страдания. А в „Лире“ он потрясал зрителей до мозга костей…»*. Такая оценка зрителей для актера была очень важна. Он признавался: «…одобрение придает мне крылья, без него я пал бы духом…»*.

Портрет П. А. Плавильщикова по рисунку П. Ф. Бореля.

Ярцев А. А. Ф. Г. Волков (основатель русского театра). Его жизнь в связи с историей театральной старины. СПб., 1892. С. 52.

Божерянов И. Н., Карпов Н. Н. Иллюстрированная история Русского театра XIX века. СПб., 1903. Вып. I. Отд. III. С. 4.


Титульный лист собрания сочинений

П. А. Плавильщикова

Талант Петра Алексеевича был многогранным. Нельзя не оценить его литературную деятельность, которая началась одновременно с актерской. В 1782 году он стал издавать еженедельный литературный журнал «Утро», в котором размещались сатирические статьи, стихи и пародии. Очень скоро он стал сочинять драматические произведения, отличавшиеся авторской индивидуальностью. Нам повезло, его сочинения дошли до нас почти в полном объеме, прижизненные издания пьес: «Бобыль», «Мельник и сбитенщик — соперники», «Сиделец», «Дружество», «Тахмас Кулыхан», «Ермак, покоритель Сибири» хранятся в Санкт-Петербургской Театральной библиотеке.
В историю русской культуры Плавильщиков вошел не только как замечательный актер, но и как выдающийся драматург, пьесы которого вызывали интерес у самого взыскательного зрителя. Этот интерес не угас и в наше время, в 2002 году было издано «Собрание драматических сочинений» П. А. Плавильщикова.

Плавильщиков П. А. Собрание драматических сочинений.  Санкт-Петербург : Гиперион, 2002. 603 с. 


Александр Николаевич Афиногенов

4 апреля
1904 г.

А. Н. Афиногенов

4 апреля 1904 года родился советский драматург, критик, общественный деятель Александр Николаевич Афиногенов.

После окончания школы (1921), Афиногенов поступает в Московский институт журналистики, который заканчивает в 1924 году.
«С 1923 года г. Афиногенов — заведующий литературной частью, а потом директор Первого рабочего московского театра Пролеткульта. Для своего коллектива он пишет первые пьесы: „По ту сторону щели“, „На переломе“, „Малиновое варенье“ и другие. Пьесы были наивны, схематичны, но зрителей подкупали острота и актуальность содержания, эмоциональность. Широкое признание принесли Афиногенову его поздние пьесы: „Чудак“, „Страх“, „Далекое“, „Салют, Испания!“, „Машенька“, обошедшие чуть не все советские театры. Афиногенов стремился утвердить своей драматургией красоту, поэзию, истинную человечность советской действительности, рассказать о человеке нового мира»*.

Театральный календарь. Ленинград, 1964. С. 43.

Принципы Пролеткульта оказали отрицательное влияние на ранние драматургические опыты Афиногенова, уводя его на путь «упрощенчества».
Драма «Чудак» ознаменовала собой окончательный разрыв с теорией и практикой Пролеткульта. Афиногенов обращался к психологическому реализму. Постановка «Чудака» была осуществлена в 1929 году в МХАТЕ-2 и явилась значительным событием в истории советского театра.

«Пьеса, даже в комбинации психологического реализма с бытом и жанром, местами достигает высокого напряжения, но иногда и спускается вниз. Как всегда, менее удовлетворителен конец, идущий волнами, то поднимаясь, то снижаясь»*.


А. М. Азарин в роли Волгина в спектакле «Чудак». МХАТ-2. 1929 г.

Туркельтауб И. «Чудак» в МХАТ 2-ом // Рабочий и театр. 1929. № 50. С. 11.

В 1931 году в Ленинградском академическом театре драмы была поставлена пьеса Афиногенова «Страх». «В моей пьесе я старался разоблачить одну из таких внешне научных теорий страха, вскрыть классовую ее сущность и показать, как теория „объективного“ ученого становится знаменем контрреволюционной „научной партии“»*.

Афиногенов А. Автор о пьесе // Красная газета. 1931. 30 мая.

Н. П. Акимов, Н. В. Петров и А. Н. Афиногенов — создатели спектакля «Страх». 1931 г.

Однодневная газета, посвященная спектаклю «Салют, Испания!»

В 1934 году Афиногенов был избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала «Театр и драматургия», но в 1937 году драматурга из Союза исключают, т. к. уже с конца 1936 года он становится объектом резкой политической критики и клеветы, а его пьесы запрещаются.

Откликаясь на события в Испании, Афиногенов пишет пьесу «Салют, Испания!». 1 октября 1936 года Александр Николаевич записал в своем дневнике план будущего произведения: «Пьеса об Испании должна быть написана за две недели, одним дыханием, с маху. Не до деталей и психологических отделок — дать мужественные черты народа, его героев <…> Пьеса — героическая мелодрама, с сильной интригой, резко очерченными характерами…»*.

В 1938 году клеветнические обвинения были сняты, Александр Николаевич был восстановлен в партии и вернулся в Союз писателей.

Афиногенов А. Н. Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания. Москва, 1957. С. 135.

В 1940 году Александр Николаевич пишет одну из своих самых популярных пьес «Машенька». Премьера спектакля в постановке Юрия Завадского состоялась в Театре Моссовета 4 марта 1941 года с Верой Марецкой в роли Машеньки и Евсеем Любимовым — Ланским в роли Окаемова.

С первых дней Великой Отечественной войны Афиногенов возглавил литературный отдел Совинформбюро. В эти годы он много писал. Так в сентябре 1941 года была закончена его пьеса «Накануне». Это была одна из первых пьес о героической борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Но её Александр Николаевич не увидел на сцене.

Машенька — В. П. Марецкая, Леонид — В. В. Ванин. «Машенька». Театр им. Моссовета. 1941 г.


Б. Е. Жуковский — Тимофей Завьялов, Е. П. Корчагина-Александровская — Анна Григорьевна. «Накануне». Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина.1942 г.

Афиногенов выступал также как теоретик драмы и театральный критик, постепенно приходя к признанию традиционной классической драматургии. Яркая театральность его пьес, динамизм и злободневность обеспечили им долговременную сценическую жизнь.

Александр Николаевич Афиногенов погиб в здании ЦК ВКП (б) на Старой площади во время бомбежки 29 октября 1941 года от случайного осколка. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.