премьера спектакля «НЕДОРОСЛЬ»
5 апреля
1940 г.
#ТРАМ
«Умри, денис, а лучше не напишешь!»
- Г. а. Потемкин-Таврический -

5 апреля 1933 г. Ленинградский Театр рабочей молодежи (ТРАМ) показал свою первую работу в области освоения классического наследия — пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль» в постановке М. В. Соколовского. Художником спектакля выступил Ф. Ф. Кондратов, композитором — В. М. Дешевов.

К работе над спектаклем были привлечены консультанты из ряда научных учреждений различных отраслей. Много внимания уделялось зрелищным моментам: музыке, песням, пантомимам.

«Впервые после более чем двухсотлетнего молчания на спектакле „Недоросля" зазвучит роговой оркестр, инструментарий для которого предоставлен театру из бывшего Шереметевского дворца. Эрмитаж предоставил театру клавесины 18-го века».*

Режиссер Михаил Владимирович Соколовский сохранил почти нетронутой форму комедии. Он практически не изменил текст, сократив немного лишь некоторые диалоги Стародума и Софьи, и ввел в канву спектакля подлинные песни XVIII века.

Театр попытался вложить в классическое произведение, прочно удерживающееся в репертуаре Русского театра, новое содержание, что привело к отрицательной трактовке положительных героев.

«Спектакль ТРАМа, есть повесть о судьбе шести молодых людей. Этими молодыми людьми являются Митрофан, Правдин, Милон, Софья и двое "дворовых" — Тришка и Палашка», — считал режиссер новой постановки.*

Программка премьерной афиши спектакля.

Театр рабочей молодежи // Рабочий и театр. 1933. №3. С. 23.

Февральский А. Новая постановка ЛЕНТРАМа. «Недоросль» Фонвизина // Советское искусство. 1933. 8 мая.

«Специфика трамовского актера и сама пьеса определили и основной стиль спектакля. "Недоросль" развертывается как реалистическая комедия, которая, однако, выходит за свои пределы» (введение оперных моментов, водевильных и гротескных положений)»*.

Сцена из спектакля. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

«Недоросль» в ТРАМе // Смена. 1933. 4 апр.

«Перед ТРАМом стояла задача, снять "улыбательный вид" комедии Фонвизина, сделать ее смелой, злой и бичующей. Нужно было углубить и вскрыть замысел пьесы, показать подлинное лицо Простаковых и Скотининых, сорвать маски Стародума и Правдина, преодолеть имеющиеся в пьесе элементы схематизма и тенденциозности. Надо было понять и показать основные движущие силы, главнейшие явления, характеризующие эпоху, хотя бы и вопреки замыслу автора. Театр пробует добиться этого, не переделывая текст и даже не урезая его и лишь вводя ряд новых персонажей», — писал режиссер.*

Соколовский М. «Недоросль» (К сегодняшней премьере в ТРАМе) // Ленинградская правда. 1933. 5 апр.


Портрет артиста А. И. Арефьева в роли Простакова в спектакле «Недоросль» ТРАМа. 1933 г. Художник А. И. Костомолоцкий. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

«В своей пьесе Фонвизин противопоставляет недорослю Митрофану группу молодых дворян — Правдина, Милона и Софью, как образцы благонравия, вполне отвечающие идеалам и задачам "первой помещицы" Екатерины. ТРАМ ставит этих положительных героев автора в один ряд с Митрофаном. Он сохраняет их особенности и различия, но обобщает их образы дополнительными моментами их жизненной деятельности. Дворянской молодежи театр противопоставляет двух "молодых людей" из дворни — Палашку и Тришку».*

Постановка «Недоросля» потребовала от ТРАМа огромной подготовительной работы. От исполнителей требовалось изучить большое количество дополнительного материала, тем самым изучить эпоху и творческий метод писателя.

«Артист П. Цветков создает яркий образ Митрофанушки. Вот он какой, этот недоросль, этот маменькин сынок, рассуждающий, что "дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту". Артист Арефьев легко справляется с трудной ролью Простакова. Хороша и артистка Назарчук (Простакова), реально воплощая крепколобый скотининский род и блестяще акцентируя мудрую мораль господ Скотининых: "Нашед деньги – ни с кем не делись. Все себе возьми Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке"».*

После выхода спектакля критики писали, что постановка первого классического спектакля это значительный этап в развитии Ленинградского государственного Театра рабочей молодежи.

Месяцев Ю. Смелый, злой и бичующий //Смена. 1933. 6 апр.