Мария Гавриловна Савина

11 апреля
1854 г.
11 апреля (30 марта по старому стилю) 1854 родилась Мария Гавриловна Савина — великая русская актриса, более 40 лет прослужившая на сцене Александринского театра.
Она поступила на Императорскую сцену 9 апреля 1874 года и с первых ролей завоевала сердца зрителей.
«Не только всякая новая роль, но каждое появление Савиной сопровождалось и сопровождается бесконечными овациями. Публика искренне приветствует свою любимицу и умеет ценить те наслаждения, которые дарит ей артистка… Мы не знаем другой артистки, которая могла бы в такой степени, как Савина, сосредоточить на себе внимание публики, усиливающееся год от года. Лицо Савиной — это зеркало ее души, в этом зеркале можно видеть все положения изображаемой личности: негодование, презрение, иронию и бесконечную радость. Савина еще слова не сказала, но публика с затаенным вниманием ждет его и предугадывает», — писал восхищенный ее талантом современник*.
Газета «Театральный мирок» в 1884 году выпустила к юбилею актрисы целый номер, посвященный 10-летию ее службы на сцене Императорских театров и 30-летию со дня рождения. Вот только одно восторженнее стихотворение А. А. Плещеева, опубликованное в нем:

М. Г. Савина. 1870-е гг.

М. Г. Савина (Несколько слов к портрету) // Театральный мирок. 1884. 3 марта (№ 10). С. 1.
«Родную сцену украшая,
Ваш симпатичнейший талант, —
Артистка всем нам дорогая, —
Блестит как редкий бриллиант.

Вам небо чудный дар послало
Сердца восторгом волновать,
И в них стремленье к идеалу
Добра и правды побуждать.

Как много образов прекрасных,
То детски-резвых и живых,
То полных кротости, то страстных,
Вы создавали нам; и их
Хранить нам в сердце; и едва ли
Когда забудем, как порой,
То смех, то слезы вызывали
Вы вдохновенною игрой.

Так пусть театр Вам рукоплещет,
Еще несметные года, —
И пусть все ярче, ярче блещет
Таланта Вашего звезда!»*
Плещеев А. А. М. Г. Савина: стихи // Театральный мирок. 1884. 7 апр. (№ 15). С. 1.
Театральный мирок. 1884. 7 апр. (№ 15).

Константин Игнатьевич Адашевский

11 апреля
1897 г.
Константин Игнатьевич Адашевский родился 11 апреля (29 марта по старому стилю) 1897 года в селе Тулешково (ныне территория Польши). После окончания Ямбургского общего коммерческого училища вступил в ряды Красной армии в 1918 году и служил до 1922 года в чине культработника 3-й рабочей бригады 6-й стрелковой дивизии 7-й армии. В 1922—1923 годах учился в Петроградской школе инструкторов театрального дела при Политуправлении Балтийского флота, и в 1923—1925 годах — в Школе русской драмы в Петрограде по классу Е. П. Карпова. Получив образование, Адашевский поступил на службу в Ленинградский академический театр драмы (ныне Александринский) и проработал в нем до конца жизни.

В первые годы работы в театре молодой актер, которого Евтихий Павлович Карпов в Школе учил по-старинке ремеслу, держался на технике. Но этого было явно недостаточно, и Адашевский начал доучиваться прямо в театре на классических ролях — Ноздрев, Репетилов. Актер и режиссер Исай Соломонович Зонне приобщил его к методам Станиславского и поставил его на путь сознательного отношения к работе.

К. И. Адашевский


К. И. Адашевский в роли Австрийского офицера в фильме «Овод». 1955 г.

В списке ролей Константина Игнатьевича можно встретить самых разноплановых персонажей — от остокомедийных (Бопертюн в «Соломенной шляпе» или Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова») до трагического Сальери в спектакле «Моцарт и Сальери». И в каждой его работе прослеживалось мастерство и отточенность, а главное — правда существования и глубокое актерское мышление. Внимательно относился он к пластике и гриму, учитывал особенности эпохи и характера персонажа.
В годы Великой Отечественной войны, когда театр был эвакуирован в Новосибирск, Константин Игнатьевич вместе с коллегой Александром Федоровичем Борисовым участвовал в радиопрограмме «Огонь по врагу». Раз в неделю бойцы-разведчики Илья Шмельков и Кузьма Ветерков «прилетали с фронта и докладывали о последних военных событиях». Шмельков и Ветерков — два солдата, различные по характеру. В противоположность лирику Ветеркову Шмельков, роль которого исполнял Адашевский, был человеком солидным, умудренным жизненным опытом и опытом военным («не первую войну воюет»). Принимали этих героев за настоящих бойцов. После первых же передач актерам стали приходить письма, в их голосах чудился слушатель голос родного человека, воевавшего на фронте. Актерам присылали обязательства и отчеты о досрочном выполнении плана, клятвы громить фашистов.

К. И. Адашевский в роли Эйлера в фильме «Михайло Ломоносов». 1955 г.

Адашевский много снимался, сыграл более 60 ролей. Первая роль — рабочий в фильме «Девятое января» (1925). Из наиболее заметных: Авдеев («Великий гражданин»), Королевский Герольд («Золушка»), Афремов («Живой труп»), Хлынов («Горячее сердце»), Брюханов («Начальник Чукотки»). В наиболее активные годы снимался в от 4 до 6 фильмов в год.

Константин Игнатьевич Адашевский ушел из жизни 1 июня 1987 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.