премьера спектакля «Пустынник на острове Форментеро»

12 апреля
1809 г.
12 апреля 1809 года на сцене Большого (Каменного) театра состоялась премьера спектакля «Пустынник на острове Форментеро» Августа Фридрих фон Коцебу. Перевод пьесы был осуществлен популяризатором творчества немецкого драматурга Николаем Степановичем Краснопольским. Современники отмечали: «пьеса была переведена хорошо; красоты подлинника и слог соблюден во всей точности»*.
«Der Ermit auf Formantera» написана и поставлена впервые в Германии и имела разночтение перевода в названии — «Отшельник на Форментеро». О пьесе известно, что в 1792 году в театральной труппе Кристофера Людфига Зайпа в Пресбурге была осуществлена постановка с музыкальным сопровождением. Австрийский композитор, драматург и артист Маттеус Штегмайер написал музыку к спектаклю.

Портрет Августа Фридрих фон Коцебу. Художник П. Ф. Дойрер. 1818 г.

Театр. Новые русские спектакли // Северный Меркурий. 1809. Апрель. С. 70-71

Портрет Екатерины Семеновны Семеновой (большой). Художник К. Брюллов. 1836 г.

   На русской сцене драма была представлена в бенефис актера Александра Ефимовича Пономарева. Главные роли в спектакле исполняли Екатерина Семеновна Семенова (большая) и Николай Данилович Сахаров. Екатерина Семеновна в роли Зелимы отличалась «весьма благородно, чувствительно и натурально; словом, точно собственною, природною и не принужденною игрою»*. Н. Д. Сахаров в роли разбойника Гассана был «довольно хорош». К сожалению, сведений о том какую роль играл бенефициант не сохранилось. Остается только предполагать, что Александр Ефимович, будучи в возрасте 44 лет на момент премьеры, мог играть роль отца Зелимы. В этот временной отрезок его творческой деятельности в театре он играл роли богачей-скряг, богачей-дураков, простаков и прочие.
   О содержании пьесы нам известно из заметки в журнале «Северный Меркурий»: «Драма сия заслуживает внимание, по находящемуся в ней нравоучению и редкому великодушию Алжирскаго разбойника. Г-н Коцебу очень хорошо умел воспользоваться в оной пиесе одною сценою, исторгнув слезы чувствительности у своих зрителей, представя им во всей силе трогательный пример родительской горячности и благородный поступок сего разбойника с обольстителем его дочери, который, за все его благодеяния и дружбу, заплатил ему не благодарностию. По сей картине можно тотчас узнать перо сего искуснаго в своем роде драматическаго писателя, обогатившаго многие театры»*.
Театр. Новые русские спектакли // Северный Меркурий. 1809. Апрель. С. 71.
Театр. Новые русские спектакли // Северный Меркурий. 1809. Апрель. С. 70.
     Драматургия А. Коцебу хорошо была известна в России на рубеже XVIII и XIX столетий. Он стал основателем нового жанра «мещанская драма». Будучи непродолжительное время директором Немецкой труппы Санкт-Петербурга, он смог сыграть значительную роль в становлении репертуарного театра, его пьесы прочно вошли в процесс формирования облика русской сцены. Но отношение к творчеству А. Коцебу в России было неоднозначным: постановки пользовались большим успехом у зрителей и в то же время вызывали серьезную критическую полемику. «Зерна, брошенные Коцебу, не взошли на русской почве, но частично проросли и дали свои плоды…»*.
     Более подробную информацию вы можете узнать, воспользовавшись материалами электронных и традиционных каталогов и картотек Театральной библиотеки.
Мельникова, С. И. Коцебу в России. Санкт-Петербург: СПБГАТИ, 2005. С. 211.

Александр Николаевич Островский

12 апреля
1823 г.
12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года родился Александр Николаевич Островский — драматург, чье творчество стало важнейшим этапом развития русского национального театра и сыграло огромную роль в репертуаре Александринского театра.
«С именем Островского связана вся история нового русского театра. Он первый поднял таинственную фату, прикрывавшую от любопытных взоров житье-бытье купеческой семьи, с ее самодурами и безвинными жертвами. В целом ряде бытовых драм и комедий, Островский дал нам множество «типов», которые никогда не умрут на русской сцене…

«Уж много лет на сцене русской
Разбив оковы рамки узкой,
Салонно-чопорных пиес.
Закон иной вы диктовали.
И русской жизни темный "Лес"
Вы нам правдиво указали.

Вы, как скальпелем анатом,
Своими возвышенным умом
Открыли сердце наше смело…
Вы в нем прочли и горький смех.
И все, что в сердце наболело,
В тиши, невидимо для всех…

Портрет А. Н. Островского. Художник В. Г. Перов. 1872 г.

Вы чутко вторили страданью
Людьми обиженных людей.
И в каждом пламенном созданьи
Борцом являлися идей
Любви, и мира, и прощенья…

Пошли Господь, чтоб наш поэт
Для русской сцены много лет
Еще быль главными украшеньем…»
Такой восторженной статьей и стихами отреагировала газета «Театральный мирок» на дарование Александром III в 1884 году пожизненной пенсии А. Н. Островскому «во внимание к заслугам, оказанным в деле русского драматического театра… и в поощрение его полезной деятельности»
Театральный мирок. 1884. 4 фев. (№ 6). С. 1, 2.

Ефим Захарович Копелян

12 апреля
1912 г.
12 апреля родился актер театра и кино, Народный артист СССР Ефим Захарович Копелян, один из ведущих актеров ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького.

Путь на большую сцену Копеляну открыла драматическая студия при БДТ ― после ее окончания в 1935 году он был принят в труппу театра. Здесь актер служил до конца своих дней и самые яркие роли создал вместе с главным режиссером Георгием Товстоноговым. Ефим Захарович сыграл множество интересных и сложных персонажей в лучших постановках, среди которых оказались спектакли «Пять вечеров» Володина, «Горе от ума» Грибоедова, «Три сестры» Чехова, «Ханума» Цагарели и др. «В Копеляне была крупность, значительность. В самой жизни он был поразительно цельным человеком, да к тому же предельно естественным всегда и везде. Его мало волновало, что о нем скажут, что подумают, к славе он относился спокойно, никогда не „гарцевал“ и всякий раз саркастически усмехался в усы, замечая это в других», ― вспоминал друга и коллегу Владислав Стржельчик.


Огромную известность Ефиму Копеляну принесли работы в кино и на телевидении, в фильмах и телеспектаклях, любимых многими ― «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Опасные гастроли», «Преступление и наказание», «Николай Бауман», «Даурия» и др. Актер играл настолько многогранно и талантливо, что даже в крошечной роли запоминался зрителю навсегда.

Замечательный голос Копеляна особенно ценили многие режиссеры. Услышав однажды, трудно было забыть его тембр не похожий ни на чей другой, голос настоящего мужчины, мудреца, знающего о жизни что-то, о чем многие даже не догадываются. Недаром приступая к съемкам сериала «Семнадцать мгновений весны», режиссер Татьяна Лиознова предложила именно Ефиму Захаровичу озвучить внутренний голос главного героя Штирлица, умного, проницательного разведчика.

За всю свою многолетнюю карьеру Ефим Захарович исполнил более ста пятидесяти ролей в кино и на сцене.