Денис Иванович Фонвизин
14 апреля
1745 г.

Портрет Д. И. Фонвизина. Художник А.-Ш. Карафф.

14 апреля 1745 года родился создатель комедии «Недоросль» ― Денис Иванович Фонвизин.

Как бы сложилась судьба русской комедии, если бы в далеком XVI веке представитель рыцарского рода, ливонский барон Берндт Вольдемар фон Виссин не попал бы в русский плен и не осел бы в Москве, превратившись в Петра Владимировича Фонвисина? И вряд ли Петру Владимировичу приходило в голову, что через двести с лишним лет его потомок станет истинно русским драматургом, что про него Пушкина напишет: «Что он за нехристь? Он русский, из прерусских русский».

Денис Фонвизин начал писать еще студентом Философского факультета Московского университета, много переводил, вообще, был человеком разносторонним, увлекался музыкой, играл на флейте. Театр он полюбил с тех пор, как в Санкт-Петербурге посмотрел постановку пьесы «Генрих и Пернилл» Людвига Хольберга.

В 1769 году во время заграничного путешествия Фонвизин пишет комедию «Бригадир», беспощадно высмеивая бескультурье провинциального дворянства и его бездумное подражание всему французскому. Эту пьесу Фонвизин лично читал Императрице Екатерине II, а позже и во многих дворянских домах Петербурга.
Славу драматургу принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал много лет. Премьера состоялась 24 сентября на сцене Вольного Российского театра в Санкт-Петербурге. Сатира имела невероятный успех. Зрители заборосали сцену кошельками с деньгами. Работал над постановкой и распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российский актер» ― Иван Дмитриевский. Самый знаменитый актер XVIII века исполнил роль Стародума, самого рассудительного героя комедии.

О «Недоросле», комедии, известной каждому со школьной скамьи, разошедшейся на цитаты, Николай Васильевич Гоголь напишет: «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы».


Иллюстрация к комедии.

Художник Т. Н. Костерина. 1981 г.


премьера спектакля
«Мещанин во дворянстве»
14 апреля
1923 г.
«О нет — этот автор не устарел. Всякая его сатира может сойти во всех странах и при всех общественных условиях за бичевание существующих нравов, ибо человечество в основе остается всегда одним и тем же».
— А. Н. Бенуа —

А. Н. Бенуа

Эти слова Александр Николаевич Бенуа сказал о Мольере, когда работал над постановкой его пьесы «Мещанин во дворянстве».
Премьера спектакля состоялась 14 апреля 1923 года на сцене Петроградского академического драматического театра (бывший Александринский театр).
Эта постановка интересна, прежде всего тем, что в ней Александр Бенуа выступил и как режиссер, и как художник-постановщик, и как переводчик пьесы. Для музыкального сопровождения спектакля была выбрана музыка композитора XVII века Ж.-Б. Люлли в редакции Б. В. Асафьева.

Незадолго до премьеры в «Еженедельнике государственных академических театров» Александр Бенуа подробно изложил основные принципы сценического решения комедии.
Например, он утверждал, что «надо ставить авторов так, как они сами того желали», упрекая современных режиссеров-новаторов в вольном обращение с драматургическим материалом. В постановках таких авторов как Мольер, Александр Бенуа считал самым важным создание «атмосферы правдоподобия»: «Надо, чтоб актеры верили в то, что они изображают, чтоб они „перевоплощались“, чтоб в их общении на сцене получалась абсолютная иллюзия непосредственности».*
Бенуа А. О постановке «Мещанин во дворянстве» // Еженедельник государственных академических театров. 1923. № 31-32 (8–15 апр.). С. 10–12.
В спектакле были заняты талантливые артисты: Журден — К. Н. Яковлев, Дорант — Ю. М. Юрьев, Клеонт — Е. П. Студенцов, Ковьель — Б. А. Горин-Горяинов, Люсиль — Н. А. Усачева, Николь — Е. В. Александровская. Рецензенты особенно отмечали великолепную игру Юрьева и Горина-Горяинова, выразительность Усачевой, а также обращали внимание на комедийный талант Яковлева.
В оформлении Бенуа прибегнул к «парафразу Версальской пышности», излишней роскошью, подчеркивая «простоту» главного героя Журдена. В то же время, как отмечали критики, декорация была выполнена в спокойных тонах, на сцене «никакой загроможденности, абсолютно ничего лишнего, на всем печать строгого вкуса». Костюмы артистов также были выдержаны в «стиле Мольера, стиле версальских парадных представлений».

Эскиз декорации к спектаклю. Художник А. Н. Бенуа. Из фондов Государственного Эрмитажа.

     В целом премьера прошла с успехом, и спектакль понравился зрителям. В печати появились интересные и обстоятельные рецензии А. Р. Кугеля, Э. А. Старка, В. Н. Соловьева и других критиков на постановку Александра Бенуа:
Кугель А. Театральные заметки // Жизнь искусства. 1923. № 19 (15 мая). С. 4—5.
Старк Э. «Мещанин во дворянстве» // Еженедельник государственных академических театров. 1923. № 33-34 (24 апр.). С. 8–9.
Бенуа А. О постановке «Мещанин во дворянстве» // Еженедельник государственных академических театров. 1923. № 31-32 (8–15 апр.). С. 10–12.