С тех пор творение Чайковского, Петипа и Иванова претерпело огромное количество возобновлений и интерпретаций. Далеко не все они, к сожалению, были одинаково удачными, но некоторые из них не были по достоинству оценены только благодаря своей неординарности. Такая судьба постигла и постановку знаменитого балета, осуществленную Агриппиной Яковлевной Вагановой в 1933 году.
Ваганова сохранила канву хореографии Петипа и Иванова, многое изменив в либретто и сделав интересные «нововведения» и перенеся действие в Германию в 1930-е годы XX века. Молодой граф Зигфрид, романтически настроенный современник авторов спектакля, чувствуя глубокий внутренний разлад, искал выход из психологического тупика в любви.
Одетта олицетворяла символ мечты лирического героя — Лебедя. А обедневший помещик Ротбарт надеялся выдать выгодно свою дочь, Одиллию, замуж за молодого человека. В итоге, главный герой, не перенеся трагической гибели Одетты от руки Ротбарта, кончал жизнь самоубийством. «Сладенький апофеоз, напоминавший „селение рая”, заменен трагическим концом неудачника-романтика», — писала А. Я. Ваганова.
*