Леонид Сергеевич Вивьен
29 апреля
1887 г.
29 апреля (17 по старому стилю) 1887 года родился Леонид Сергеевич Вивьен — легенда Александринского театра. Его творческий путь как актёра, режиссёра и педагога тесно связан с историей знаменитого петербургского театра — в Александринку он поступил в 1913 году и прослужил более пятидесяти лет.

Партнёрами Вивьена по сцене были замечательные актеры М. Г. Савина, В. Н. Давыдов и К. А. Варламов. «Красивый, элегантный, непринуждённо чувствовавший себя в любом костюме, владеющий от природы заразительностью, свободой диалога, музыкальными ритмами»*, молодой Леонид Вивьен сразу обратил на себя внимание коллег, критиков и зрителей.

Л. С. Вивьен в 1920-е гг.

Беньяш Р. М. Леонид Сергеевич Вивьен, народный артист СССР, профессор: К 70-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина. Ленинград, 1957. С. 7.

Л. С. Вивьен в роли Эугена. «Эуген Несчастный». 1923 г.

Как артист он создал целую галерею образов в пьесах отечественных и зарубежных драматургов — от весёлых и насмешливых героев до людей со сложным характером и судьбой: Звездич («Маскарад» М. Лермонтова), Арман Дюваль («Дама с камелиями» А. Дюма), Альджерон («Как важно быть серьезным» О. Уайльда) и Мэбиус («Делец» В. Газенклевера), главный герой пьесы «Эуген несчастный» (Э. Толлер), шут Тантрис в одноимённой пьесе Э. Хардта, Хиггинс («Пигмалион» Б. Шоу).
В 20-е годы Вивьен впервые выступил в качестве режиссера. Чем более частыми становились его режиссёрские опыты, тем заметнее он отдавал предпочтение этой работе. За всю долгую творческую жизнь Вивьен поставил около ста спектаклей. Большинство постановок он осуществил в Александринском театре, а также в Театре актерского мастерства, созданном им в 1928 году.

В 1938 году Леонид Сергеевич стал главным режиссёром Александринского театра. В его постановках критики отмечали новые, убедительные и интересные режиссёрские решения.
В годы Великой Отечественной Войны им были поставлены пьесы К. Симонова «Русские люди», Н. Погодина «Кремлёвские куранты» и Л. Леонова «Нашествие».

Л. С. Вивьен в роли Артынова. «История одного брака».1913 г. Первая роль на сцене Александринского театра.


Л. С. Вивьен в роли Репетилова. «Горе от ума». 1941 г.

В 1950-е годы прошли премьеры спектаклей, которые долго не сходили со сцены: «Ревизор» (Н. Гоголь), «На дне» (М. Горький), «Всё остается людям» (С. Алешин), «Маленькие трагедии» (А. Пушкин).
Каждая новая постановка становилась победой, за которой стояла огромная работа режиссера и актеров. «Автор спектакля — режиссер, но автор роли — артист», — говорил Вивьен.* В его спектаклях на сцену выходили выдающиеся актеры: Ю. В. Толубеев, Н. К. Симонов, В. В. Меркурьев, С. А. Мартинсон, Е. П. Карякина, Б. А. Фрейндлих, Н. К. Черкасов, И. О. Горбачев.
Цит. по: Иванова В. В. [Вступительная статья] // Леонид Сергеевич Вивьен: актер, режиссер, педагог. Ленинград, 1988. С. 48.
Значительное место в своей деятельности Вивьен уделял педагогической работе. С проблемами театрального образования он столкнулся ещё в 1918 году. Вместе с В. Э. Мейерхольдом его пригласили работать в Театральный отдел Наркомпроса, где тогда решался вопрос о государственной системе театрального образования. Вивьен и Мейерхольд разработали «Проект Положения о Школе актёрского мастерства». ШАМ открылся в 1918 году. Вскоре новое учебное заведение преобразовалось в Институт сценического искусства — сегодня это Российский государственный институт сценических искусств.

Л. С. Вивьен


Елизавета Павловна гердт
29 апреля
1891 г.
Елизавета Павловна родилась в артистической семье. Отец Павел Андреевич, был не только блестящим премьером Мариинской сцены, но и учителем Анны Павловой и Тамары Карсавиной. Мать Александра Васильевна Шапошникова отслужила семнадцать лет в кордебалете.

В семье было четверо детей, но только младшая — Елизавета — пошла по стопам родителей. Она была белокура, голубоглаза, стройна. И главное — она обладала выносливостью, так необходимой танцовщице. В 1908 году, на выпуске петербургского Театрального училища она с Вацлавом Нижинским танцевала «Павильон Армиды» на музыку Николая Николаевича Черепнина и в постановке ее последнего учителя Михаила Михайловича Фокина. Пройдя школу кордебалета, она очень скоро заняла первое положение в Мариинской труппе.

Е. П. Гердт. 1908–1913 гг. Из фондов СПбГМТМИ.


Е. П. Гердт. 1920-е гг. Из фонда СПбГМТМИ.

Пик творческой деятельности Елизаветы Павловны пришелся на двадцатые годы. Критики отмечали, что вся ее сила была в чистой классике, где она была академически непогрешима. Ее танцы и позы — образец старой французской школы, безупречны пластически и от начала до конца скульптурно прекрасны.

У Гердт был свой специальный репертуар. Он был не велик, зато это ожерелье из равных жемчужин: «Павильон Армиды», «Спящая красавица», «Раймонда», «Испытание Дамиса», «Щелкунчик», это типы героинь, прекрасных сказочных принцесс, благородных и эффектных.

Балетовед Аким Львович Волынский писал: «Перед вами только танцы и танцы — и ничего другого. Коэффициент личности отпадает. Но убыль этого коэффициента в искусстве артистки восполнена каким-то белым сиянием чистейшей настроенности, совершенной верностью заветам сцены и всегдашней безупречностью ее жемчужной периферии».*
Волынский А. Е. П. Гердт // Жизнь искусства. 1923. № 10 (13 марта). С. 4.
Историк балета Вера Михайловна Красовская отмечала, что в отличие от Анны Павловой или Тамары Карсавиной, Гердт не искала в танце поводов к самовыражению, к раскрытию тех или иных граней собственной индивидуальности. «Скорее она относилась к танцу как к молитве, которая требует сдержанного благочестия».*
Красовская В. Нетленное в танце // Театр. 1991. № 12. С. 71.
Е. П. Гердт в партии Феи Сирени в балете «Спящая красавица». 1910-е гг.
Е. П. Гердт в балете «Капризы бабочки». 1910-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.П.Гердт в репетиционном костюме. 1910-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.П.Гердт. 1920-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Оставив ленинградскую балетную сцену в 1928 году, Елизавета Павловна всецело посвятила себя деятельности балетного педагога. Преподавала в Ленинградском, потом в Московском хореографических училищах, вела класс балерин Большого театра СССР. Среди ее учениц: Галина Уланова, Алла Шелест, Майя Плисецкая, Виолетта Бовт, Раиса Стручкова, Екатерина Максимова, Мира Редина, Светлана Шеина, Жужа Кун, Елена Рябинкина, Майя Самохвалова, Елена Черкасская.

Е. П. Гердт на уроке с солистами Большого театра Маей Плисецкой и Владимиром Преображенским. 1947 г.