Автором либретто и постановщиком выступил хореограф Леонид Сергеевич Лебедев, над музыкой работал Юрий Александрович Симакин.
Постановка «Дажмхух — сын Оленя» — это одна из успешных совместных работ балетмейстера Лебедева и композитора Симакина. Кроме нее, балеты «Легенда о птице Доненбай» по легенде из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» (1983 г.) и «Странник» по мотивам повести Николая Лескова «Очарованный странник» (1985 г. ), принесли своим создателям заслуженное признание. Рабочее сотрудничество переросло в подлинную дружбу. Близость мировоззрений привносила в совместные творения особую органику.
Балет Лебедева выглядел, «как экзотический цветок среди многолетних растений»*. Он казался чуждым эпохе, совсем на нее непохожим, спорящим с ней. «Много цвета, света, восточной неги, языческих культов; традиционные танцы и современный балет, безудержные пляски и классические па-де-де…»*. Однако исключительность и непохожесть только привлекали, пленил и простодушный юмор постановки.
Обложка книги «Джамхух — сын оленя : Абхазские народные сказки» (1987 г.)
Л. С. Лебедев
«Джамхух…» выражал страстную жажду жизни, сочной и красочной. Зрителю «напекало голову» от насыщенного визуального ряда и от грустных, но чаще сладостных, мыслей.* Очень важной чертой балетмейстера было «его желание быть понятым любым зрителем, в том числе зрителем молодым»*. Таков был эффект балетов Лебедева.
Истинным коньком балетмейстера стала тонкая и точная разработка пластической психологии главных героев. «Олененок Джамхух улыбчив, радостно открыт навстречу каждому. Даже его „костюм‟, состоящий из обуви и лапидарной полоски трусов, как бы подчеркивает его незащищенность.»*
Молодой артист Рашид Алексеевич Мамин отлично справился с ролью, наделив своего героя юношеской, почти мальчишеской задорностью, простотой и лирическим обаянием.* Партию Гунды, возлюбленной Джамхуха, исполняла Ирина Владимировна Кирсанова. «Красавица Гунда сначала пленяет манящей загадочностью, за которой постепенно проступает почти равнодушие натуры, не ведающей никаких чувств, кроме неожиданных и изменчивых прихотей.»*
Музыкальный материал органично соединился с пластикой движения в хореографической постановке. Музыка Симакина выполняла две основные функции: открывала простор для фантазии хореографа и задавала зрителю определенный эмоциональный настрой отдельных эпизодов балета.
Эта сказка о верной дружбе вызывала особую симпатию у композитора. Поэтому вслед за балетом появилась его инструментальная версия — одноименный цикл из 17-ти пьес для фортепиано в 4 руки.
Симакин, ограничившись возможностями фортепиано, рассказал сказку при помощи звуков. Здесь и огромные великаны, и выразительные остроумные портреты друзей героя (Объедалы, Опивалы, Слухача и других), и изысканная танцевальная характеристика красавицы Гунды… Цикл через некоторое время был издан. Именно благодаря этой публикации, сегодня можно, хотя бы в малой степени, получить представление о сценическом воплощении музыки «Джамхуха».*
Ю. А. Симакин