Первый платный спектакль

18 августа
1783 г.
18 августа 1783 года в здании Малого театра, названного в отличии от нового, Каменного, Деревянным, состоялся первый платный спектакль одного из двух «городских», то есть не придворных театров.
На протяжении всего XVIII века камнем преткновения для русских государственных театров оставалась проблема платности театральных представлений. Поскольку придворные труппы играли для двора бесплатно, привилегированная публика не желала платить за спектакли, которые она могла смотреть даром. В 1777 году фабрикант Карл Книппер открыл в Петербурге новый немецкий театр, а спустя два года организовал из числа воспитанников Московского воспитательного дома Вольный Российский театр. Это была попытка создать частный платный театр. Спектакли новой труппы начались в 1779 году, но в первый период на принесли Книпперу большого материального успеха. Сборы увеличились после строительства нового здания – Деревянного (Малого) театра. По указу Екатерины II от 12 июля 1783 года театр Книппера перешел в казенное ведомство, а придворные театры стали называться «городские». Этот термин, закреплявший появление государственных городских театров, ввели в обиход впервые.
«Театр на Царицыном лугу». Художник В. И. Семенов. 1989 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Построен был Городской Деревянный (Малый) театр на Царицыном лугу, который служил местом гуляний горожан, иллюминаций и фейерверков, ранее его называли Площадью потешных огней. Во второй половине XVIII века Царицын луг, переименованный затем в Марсово поле, представлял собой своеобразную театральную площадь столицы. Недалеко от Летнего сада, на берегу Невы, стоял Оперный дом. В нем выступали иностранные труппы. На противоположной стороне Царицына луга, поблизости от того места, где начинается Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), располагался деревянный манеж, приспособленный для театральных представлений. Здесь показывали спектакли немецкая и русская труппы Книппера.
«Катальные горы на Царицыном лугу». Литография К. П. Беггрова с рисунка К.- Ф. Сабата и С. П. Шифляра. 1820-е гг. Из фондов Государственного Эрмитажа.
Именно на этом месте в 1781 году, на месте манежа и был возведен Деревянный (Малый) театр. Возможно, созданием нового театра занимался архитектор Дж. Кваренги: сохранилась зарисовка театра, сделанная им.

Пройти к Деревянному театру можно было и по Царицыну лугу и по мосту через Мойку. Вымощенная деревянной мостовой площадь вокруг театра освещалась фонарями. В расположенных на площади «камельках» разжигались костры для обогревания кучеров и лакеев, ожидавших своих господ до окончания спектакля.

В Деревянный театр входили через главный подъезд и шесть входов. В театре был паркет (часть партера для привилегированной публики), партер, два яруса лож и парадиз (раек). Места для зрителей на три четверти окружали высокую и широкую сцену. Такое устройство зрительного зала поразило француза Пикара. Полной для него неожиданностью оказалось расположение публики «как в древности, амфитеатрально»*.

Дж. Кваренги. Гравюра И. Саундерса по оригиналу А. Виги. 1802 г. Из фондов Музея-заповедника «Абрамцево».

Петербург в 1781–1782 гг. Письма Пикара к князю А. Б. Куракину // Русская старина. 1870. Т. 1. Изд. 3 Санкт-Петербург, 1875. С. 143.

Вид Малого (Деревянного) театра (бывшего Театра К. Книппера) на Царицыном лугу. 1780-е гг. Художник Дж. Кваренги. Из фондов СПбГМТМИ.
Макет Малого (Деревянного) театра (бывшего Театра К. Книппера) на Царицыном лугу. Из фондов СПбГМТМИ.
В двухъярусном зрительном зале театра было 33 ложи, кресла, скамейки паркета с номерами, скамейки партера без номеров, амфитеатр и парадиз, в котором также были ложи, в том числе две ложи для актеров и небольшой балкон. Извещая читателей газеты «Санкт-Петербургские ведомости» о начале спектаклей в новом здании, Книппер предложил публике нанимать ложи *, а позднее уведомил зрителей о наличии годовых абонементов на ложи*.

См.: Санкт-Петербургские ведомости. 1781. 8 окт. Приб. К № 81. С. 565.

См.: Санкт-Петербургские ведомости. 1782. 2 дек. Приб. к № 96. С. 963.


«Портрет С. Н. Сандунова в театральном костюме». Неизвестный художник. 1790 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Номера лож доставались по жребию. Наемщик мог отделать ложу по своему усмотрению: заменить обои, поставить вместо скамеек кресла, но был обязан возвратить ее в прежнее состояние по окончании срока абонемента.

Первоначально были объявлены цены на год: лож в первом ярусе –400 рублей, во втором и меньшего размера в первом – 300 рублей, кресел – 150, отгороженных мест в паркете – 100, в партере – 75. Цена разовых билетов: в ложах – 10 рублей, в паркете – 1 рубль, в райке – 25 копеек. Для сравнения, жалование мелкого чиновника в эти годы составляло 30–40 рублей в год.

С переходом русской труппы на эту сцену изменился состав театральной публики. В платном театре не было сословных ограничений. Актер С. Н. Сандунов писал: «Почему можно лишить нас права иметь за деньги места, когда портной, слесарь, сапожник и самый последний мещанин вправе иметь оное».* Состав зрителей отличался на русских и французских спектаклях: во время французских площадь у театра была заставлена каретами в упряжке шестерней, во время русских – карет мало, «одни пешеходы по большей части любят видеть свое».*

Цит по: Сиротинин А. Н. Новые сведения о Сандуновых // Исторический вестник. 1890. № 3. С. 611-625.

Плавильщиков П. А. Собр. соч. Часть 4. Санкт-Петербург, 1816. С. 36.

Последнее платное представление в Деревянном театре состоялось 4 ноября 1796 года. Хотя русская труппа играла один из своих самых популярных спектаклей – комическую оперу «Редкая вещь» – зрительный зал был заполнен менее чем на половину. Через одиннадцать дней из театра стали вывозить декорации и костюмы, и здание по приказу Павла I разобрали, так как оно мешало манёврам войск на парадах.
«Вид на Марсово поле, Румянцевский обелиск и фасад Мраморного дворца». Художник М. Г. Лори.1804 г. Из фондов Государственного Эрмитажа.
«Марсово поле и памятник Александру Суворову». Художник Б. Патерсон. 1807 г.