Декрет
об объединении театрального дела

26 августа
1919 г.
«Dura lex, sed lex»
(«Закон суров, но это — закон»)
26 августа 1919 года вступил в силу «Декрет об объединении театрального дела». Этот один из важнейших документов в истории русского театрального искусства заложил основы для регулирования всего театрального дела в России. Некоторые принципы декрета действуют и в современной театральной системе.

Из фондов СПбГТБ

Декрет установил несколько основных принципов работы для театров. Основной его задачей была помощь в строительстве нового культурного пространства в первые годы Советской власти.


Советское правительство начало развитие художественной культуры именно с театрального дела, потому что в условиях безграмотной России этот вид искусства был самым доступным и понятным. А культурно-просветительская задача в то время была одной из основных. «Общедоступность театрального искусства, согласно Декрету, должно быть первым и непременным условием новой культурной политики государства».*


Театральный Отдел Наркомпроса возглавил Анатолий Васильевич Луначарский, заведующим отделом стал Всеволод Эмильевич Мейерхольд, режиссерской секцией руководил Евгений Багратионович Вахтангов.

Новая историческая реальность, построение нового общества требовало и соответствующей перестройки всего театрального дела, а, значит, и нового репертуара. На сцене появились произведения новых современных авторов: Владимира Маяковского, Максима Горького, Владимира Биль-Белоцерковского, Константина Тренева, Бориса Лавренева, Анатолия Луначарского и других.*

Евгений Багратионович Вахтангов
Анатолий Васильевич Луначарский
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Важнейшим пунктом Декрета стала национализация театров. Государство не просто сдавало в аренду то или иное помещение – оно гарантировало для нового театрального коллектива еще и собственное пространство для творческой деятельности. В стране в то время насчитывалось огромное количество театров (только в Москве их существовало более ста), и для молодого государства в разгар Гражданской войны это были очень большие затраты. Однако значимость театрального искусства была настолько велика, что руководство страны шло на эти огромные затраты.
Декрет об объединении театрального дела // Вестник театра. 1919. 14–21 сент. (№ 33). С. 2.
Сорокин В. Н. От императорского к общедоступному: к столетию декрета СНК «Об объединении театрального дела» // Культурное наследие России. 2019. № 3 (июль-сентябрь). С. 52.
См.: Сорокин В. Н. От императорского к общедоступному: к столетию декрета СНК «Об объединении театрального дела» // Культурное наследие России. 2019. № 3 (июль-сентябрь). С. 53.