А. Н. Верстовский. Художник Ю. Краузольдт. Из фондов Государственного музея А. С. Пушкина.
«Аскольдова могила» считается лучшим музыкально-сценическим творением Верстовского, так как в нем наиболее полно выразились сильные стороны его таланта. Это произведение — рубеж в развитии русской оперы. В Москве премьера прошла в 1835 году, то есть за год до того, как в Петербурге зритель увидел «Жизнь за Царя» Михаила Ивановича Глинки.
Петербургская премьера состоялась хоть и с задержкой на шесть лет, но не менее феерично. «Успех был громадный. В течение пяти месяцев опера выдержала 29 представлений и дала столько же полных сборов».*
Над либретто работал сам Загоскин. Сюжет романа оказался выгодным для сцены, так как был богат драматически напряженными и эффектными ситуациями. Сценическое переложение сохранило достоинства исходного текста, но смягчило напряженность: трагический финал заменили счастливым.
«Действие происходит в Киеве, в правление князя Святослава Игоревича. Неизвестный, задумав свергнуть князя при помощи княжого отрока Всеслава, открывает ему, что он — правнук легендарного князя Аскольда.
На первый план в опере вышли жанрово-бытовые эпизоды, они получили максимальное воплощение в музыке. Композитор выразительно обрисовал народный фон. Хоровые партии — одни из лучших страниц оперы. Верстовский претворил в музыке элементы крестьянской песенности, стихию бытового романса, разнообразные жанровые и танцевальные формы (например, славянскую пляску).
Композитор выказал себя большим мастером театра, умело передал романтически таинственную атмосферу действия. В ночной сцене встречи Всеслава и Неизвестного зловещие интонации второго контрастно оттеняются просветленной молитвой собравшихся в храме христиан .
Наиболее ярким образом оперы и в музыкальном, и в сценическом смысле стал скоморох Тороп Голован, которого исполнял Лев Иванович Леонов. Успех оперы во многом был связан именно с этой ролью. Мелодии песен Торопки сразу сделались популярными. Они звучали на концертах, в домах, вошли в песенники и обрели всенародную любовь.
Л. И. Леонов