ПРЕМЬЕРА оперы
«Аскольдова могила»

27 августа
1841 г.
27 августа 1841 в года Большом (Каменном) театре состоялась первое петербургское представление оперы Алексея Николаевича Верстовского «Аскольдова могила». Либретто было написано по одноименному роману Михаила Николаевича Загоскина.

А. Н. Верстовский. Художник Ю. Краузольдт. Из фондов Государственного музея А. С. Пушкина.

«Аскольдова могила» считается лучшим музыкально-сценическим творением Верстовского, так как в нем наиболее полно выразились сильные стороны его таланта. Это произведение — рубеж в развитии русской оперы. В Москве премьера прошла в 1835 году, то есть за год до того, как в Петербурге зритель увидел «Жизнь за Царя» Михаила Ивановича Глинки.


Петербургская премьера состоялась хоть и с задержкой на шесть лет, но не менее феерично. «Успех был громадный. В течение пяти месяцев опера выдержала 29 представлений и дала столько же полных сборов».*


Над либретто работал сам Загоскин. Сюжет романа оказался выгодным для сцены, так как был богат драматически напряженными и эффектными ситуациями. Сценическое переложение сохранило достоинства исходного текста, но смягчило напряженность: трагический финал заменили счастливым.


«Действие происходит в Киеве, в правление князя Святослава Игоревича. Неизвестный, задумав свергнуть князя при помощи княжого отрока Всеслава, открывает ему, что он — правнук легендарного князя Аскольда.

Эскиз декорации к опере. Художник А. А. Роллер. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации к опере. Художник А. А. Роллер. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Но Всеславу ненавистна измена, и он отказывается помогать Неизвестному. Однако силой обстоятельств юноша возбуждает гнев князя: защищая свою невесту Надежду от нападения княжих ратников, он убивает дружинника Простена. Надежда вместе с другими девушками становится пленницей князя. На помощь ей и Всеславу приходит гудочник Торопка Голован: разбитной и находчивый, он отвлекает внимание стражи песнями и прибаутками, в то время, как Всеслав помогает Надежде бежать.
Колдунья Вахрамеевна открывает князю убежище беглецов, и воины князя спешат за ними. Неизвестный обещает Всеславу спасти его и Надежду, если он выступит против князя. Всеслав отвергает предложение. Появляется гонец князя, сообщающий, что Всеслав и Надежда прощены. Неизвестный погибает в волнах Днепра».*

На первый план в опере вышли жанрово-бытовые эпизоды, они получили максимальное воплощение в музыке. Композитор выразительно обрисовал народный фон. Хоровые партии — одни из лучших страниц оперы. Верстовский претворил в музыке элементы крестьянской песенности, стихию бытового романса, разнообразные жанровые и танцевальные формы (например, славянскую пляску).


Композитор выказал себя большим мастером театра, умело передал романтически таинственную атмосферу действия. В ночной сцене встречи Всеслава и Неизвестного зловещие интонации второго контрастно оттеняются просветленной молитвой собравшихся в храме христиан .


Наиболее ярким образом оперы и в музыкальном, и в сценическом смысле стал скоморох Тороп Голован, которого исполнял Лев Иванович Леонов. Успех оперы во многом был связан именно с этой ролью. Мелодии песен Торопки сразу сделались популярными. Они звучали на концертах, в домах, вошли в песенники и обрели всенародную любовь.


Л. И. Леонов

«Леонов-Торопка сыграл на славу. "Уж как веет ветерок" заставляли повторять по два и по три раза».* Именно Леонов после петербургской премьеры соперничал в исполнении партии Торопки со знаменитым московским певцом Александром Олимпиевичем Бантышевым.
Лубок «Близко города Славянска : Песня Торопки из оперы "Аскольдова могила"». Из фондов РГБ.
Лубок «Аскольдова могила». Из фондов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.
«Аскольдова могила» предугадала новый этап в развитии национальной оперной культуры. Выразительные народные характеры, оптимистичность музыки и вокальные таланты исполнителей на долгие десятилетия сделали оперу любимой зрителю.
Эскиз мужского костюма к опере. Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз мужского костюма к опере. Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз женского костюма к опере. Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз мужского костюма к опере. Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Даже через много лет после премьеры, в 1853 году, биограф Загоскина, автора романа и либретто, писал: «Двадцать лет опера "Аскольдова могила" играется на театрах обеих столиц и на театрах провинциальных — и зрители не могут наслушаться и насмотреться на нее. Огромные суммы принесла она дирекции театров, особенно в Москве, где она превосходно была поставлена».*
Вольф А. И. Хроника петербургских театров. С конца 1926 до начала 1855 года. Санкт-Петербург, 1877. С. 98.
Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. Ленинград, 1959. С. 681.
Аксаков С. Т. Биография М. Н. Загоскина. Москва, 1853. С. 31.