премьера спектакля
«Владимир и Ярополк»
6 декабря
1789 г.
6 декабря 1789 года состоялась долгожданная премьера трагедии Я. Б. Княжнина «Владимир и Ярополк» на сцене Малого (Деревянного) театра.

Я. Б. Княжнин. Художник П. Ф. Борель.

Эта пьеса нечаянным образом повлияла на судьбу самого драматурга. Заимствованная из пьесы Ж. Расина «Андромаха», она была написана в 1772 году на пике славы и признания Княжнина как придворного писателя. Премьера спектакля состоялась только в 1789 году — семнадцать лет она была под запретом и на это были причины.

Яков Борисович замыслил новую историческую, русскую трагедию. Идея верности своему Отечеству была в основе содержания. Действие трагедии происходит в Киеве, в княжеских чертогах и повествует о двух враждующих сыновьях Святослава. Владимир соперничает с братом в любви к Рогнеде, влюбленной в Ярополка. А Ярополк колеблется между долгом государственного деятеля и страстью к пленной греческой княжне Клеомене. Рогнеда, сгораемая от ревности к Ярополку требует от Владимира, в обмен на свою любовь, убить брата. Злодеяние свершается, и только после этого Владимир осознает драму случившегося. В заключении драматург представляет безумство Рогнеды и Владимира – это кара за содеянное.
После написания трагедии Княжнин отдал её Ивану Перфильевичу Елагину — директору Императорских театров. Елагин прочел пьесу и отдал ее для репетиций Ивану Афанасьевичу Дмитревскому. Вскоре автор получил уведомление от Елагина, что трагедия «оставлена без внимания». Императрица, прочтя ее, была недовольна: «равноапостольный» князь Владимир сочинителем показан неверно. Особое негодование вызвали у императрицы слова: «Россию русский князь Россией истреблял».

Екатерина II запретила постановку пьесы. В недоумении Княжнин обратился с письмом к государыне. Ответом была ревизия, в результате которой над автором был учинен суд Военной коллегии за растрату казны. Княжнин был приговорен к смертной казни, замененной разжалованием в солдаты. Четыре года тюрьмы были для драматурга мучительны.

После помилования, состоявшегося только благодаря прошению друзей, говорить о постановке «Владимира и Ярополка» было безумством. И трагедия ждала своего урочного часа.

Из фондов СПбГТБ

Княжнин Я. Б. Владимир и Ярополк: Трагедия в 5 действиях // Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений. — Санкт-Петербург, 1790. — Ч. 34. — С. 3—108.

премьера БАЛЕТА
«Щелкунчик»
6 декабря
1892 г.
6 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера балета-феерии Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

Ноты к балету композитора П. И. Чайковского; переложение для фортепиано С. И. Танеева. 1892 г. Из фондов Российского национального музея музыки.

Идея постановки сказочного балета принадлежала Ивану Александровичу Всеволожскому — директору Императорских театров. Музыку он поручил написать Петру Ильичу Чайковскому, а либретто — Мариусу Ивановичу Петипа.

Изначально балет должен был ставить Мариус Петипа, однако по объективным причинам, не смотря на то, что работа по созданию «Щелкунчика» уже шла, он отказался от постановки. Тогда Всеволожский предложил поставить балет второму балетмейстеру Льву Ивановичу Иванову.

Для него это было непростой задачей, так как надо было продолжить уже начатую работу. «Вызывает огромное уважение то, что в труднейшей обстановке Иванов проявил истинное благородство, мудрую терпимость, колоссальную выносливость. Все принял, выполнил и уложился в сроки, которые были весьма ограниченными: предстояло закончить работу в два месяца».*

Большое внимание в создании «Щелкунчика» отводилось сценографии и костюмам. Декорации были написаны художниками Михаилом Ильичем Бочаровым и Константином Матвеевичем Ивановым — известными и талантливыми театральными художниками Мариинского театра.
Боглачева, И. А. Как создавался балет «Щелкунчик» // Щелкунчик : история балета: многоформатный альбом. Санкт-Петербург, 2017. С. 28.
«Оформление спектакля было рассчитано на балет-феерию, на то, чтобы ослепить и ошеломить даже в том случае, если все остальные компоненты окажутся недостаточно яркими».*
Эскизы костюмов были написаны самим И. А. Всеволожским, не смотря на то, что он не имел специального образования, был «весьма одаренным самоучкой», «любил работать над балетными спектаклями, сценарии которых были основаны на исторических, фантастических и сказочных сюжетах».* К балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» он создал сто один эскиз.

В спектакле было очень много персонажей, и это не только люди, а также всевозможные животные, растения и даже предметы. Яркими и грациозными были костюмы гостей на Рождественском балу в доме главной героини, кукол и сластей в сказочном городе Конфитюренбурге.

«Можно ли представить себе Фей Драже или Карамели? Чай, Кофе, Шоколад, Галеты, Птифуры, Нуга, Вафли, Ячменный сахар и даже Мятные лепешки — все это костюмы для персонажей балета. Чай, Кофе, Шоколад — в народных костюмах стран из которых привозят эти напитки — Китая, Аравии, Испании, а сласти — в фантазийных костюмах, где изобретательно использованы свойства именно этого предмета».*

Эскизы этих роскошных костюмов хранятся в фондах нашей Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки.

Эскиз костюма Дроссельмейера. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.

С. С. Белинская в партии Клары в сцене из балета. Из фондов СПбГМТМИ.
С. С. Белинская — Клара, В. Н. Стуколкин — Фриц, О. О. Преображенская — Коломбина, А. А. Горский — Арлекин, М. Ф. Тистрова — Маркитанка, С. С. Литавкин — Рекрут в сцене из балета. Из фондов СПбГМТМИ.
С. С. Белинская в партии Клары и С. Г. Легат в партии Щелкунчика в сцене из балета. Из фондов СПбГМТМИ.
Хитрик А. А. Эскизы костюмов И. А. Всеволожского к балетам П. И. Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: К истории альбомов // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки: Вып. 6/7. Санкт-Петербург, 2006. С. 22.
Боглачева, И. А. Как создавался балет «Щелкунчик» // Щелкунчик : история балета: многоформатный альбом. Санкт-Петербург, 2017. С. 34.
Вместе с И. А. Всеволожским над костюмами к балету работал замечательный театральный художник Евгений Петрович Пономарев, эскизы которого «отличались тщательной проработкой цветового решения, стремлением к роскоши и фееричности».*
Эскиз женского костюма для исполнительница «Танца пастушков». Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Щелкунчика. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Мышиного короля и его солдата. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз женского костюма для исполнительницы Китайского танца «Чай». Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
На премьере главные партии исполняли любимые зрителями артисты театра и воспитанники Петербургского театрального училища*: Президент Зильбергаус — Ф. И. Кшесинский; Жена его — А. Г. Оголейт; их дети: Клара — С. С. Белинская, Фриц — В. Н. Стуколкин; Марианна, племянница президента — Л. А. Рубцова; Дроссельмейер — Т. А. Стуколкин; Щелкунчик — С. Г. Легат; Король мышей — Ф. А. Васильев; Фея Драже — А. Дель Эра; Принц Коклюш — П. А. Гердт.
Эскизы костюмов Коломбины и Арлекина. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
О. О. Преображенская в партии Коломбины, А. А. Горский в партии Арлекина. Из фондов СПбГМТМИ.
М. М. Петипа и Н. Н. Яковлев в «Элегантном танце» из балета. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз женского костюма для М. М. Петипа. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Боглачева, И. А. Как создавался балет «Щелкунчик» // Щелкунчик : история балета: многоформатный альбом. Санкт-Петербург, 2017. С. 33.
В дивертисментных танцах блистали М. М. Петипа, А. В. Ширяев, М. К. Андерсон, О. И. Преображенская, Г. Г. Кякшт, М. Н. Егорова, М. Ф. Кшесинская, А. А. Горский и другие.*
Ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой.
См.: Петербургский балет. Три века : хроника. Т. 3 : 1851-1900 / автор-составитель И. А. Боглачева. Санкт-Петербург, 2015. С. 304.
Эскиз костюма Феи Драже. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
О. И. Преображенская в партии Феи Драже и Н. Г. Легат в партии Принца Коклюша. Из фондов СПбГМТМИ.
О. И. Преображенская в партии Феи Драже и Н. Г. Легат в партии Принца Коклюша. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Принца Коклюша. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.
Особенно зрителей поразил вальс снежных хлопьев в финале первого акта в исполнении шестидесяти четырех танцовщиц. «Иванов создал удивительный образ русской природы, погруженный в зимний сон. Танец был настолько прост и вместе с тем изящен и совершенен, что с ним мог поспорить лишь гениальный пушкинский стих».*
Боглачева, И. А. Как создавался балет «Щелкунчик» // Щелкунчик : история балета: многоформатный альбом. Санкт-Петербург, 2017. С. 39–40.
Tilda Publishing
Сцена «Вальс снежных хлопьев» из балета. Из фондов СПбГМТМИ.
П. П. Парфентьева в партии Снежинки.
Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Снежинки. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГМТМИ.
На сцене падал снег крупными хлопьями, поднималась метель. Артистки, изображая снежные хлопья, танцевали большое pas («Vasle des flacons de neige»), образуя в конце его живописные группы в виде снежных сугробов. Постепенно метель утихала, и зимний ландшафт освещался мягким лунным светом. Эта сцена нравилась всем, и многие зрители ходили специально смотреть вальс снежных хлопьев, причем с верхних ярусов театра, откуда танец выглядел более эффектно.
Т. Н. Касаткина в партии Снежинки. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
А. Т. Дорина в партии Снежинки. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
А. П. Уракова в партии Снежинки. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
П. В. Цаллисон в партии Снежинки. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Однако некоторые рецензенты критически отнеслись к новому балету, указывая, что музыка Чайковского не подходила для танцев, что слишком много воспитанников училища было занято в постановке.

С. С. Белинская в партии Клары и С. Г. Легат в партии Принца Щелкунчика. Из фондов СПбГМТМИ.

Например, А. Р. Тур писал: «Дети, все время толкущиеся перед глазами зрителей, к концу вечера изрядно надоедают и возбуждают досаду против бездействующих "родителей", которые почти совсем не участвуют в феерии. Впрочем, обилие детей в этом балете объясняется сюжетом, выбор которого тоже нельзя назвать удачным».*

С. Н. Худеков назвал «Щелкунчика» «нелепицей в лицах», отмечая, что «прелестная сказочка Гофмана искажена до неузнаваемости» и между всеми картинами не было никакого связующего звена.* Балет упрекали в отсутствии действия во втором акте, в котором по замыслу М. Петипа главные герои путешествовали по волшебной стране и перед зрителями были представлены танцы различных сладостей.

И все-таки, не смотря на отдельные критические замечания, балет запомнился и понравился. Особенно все отмечали красочное декорационное оформление и изящные костюмы артистов. «Постановка «Щелкунчика» настолько роскошна, что невольно отвлекает внимание от музыки», — писал рецензент журнала «Антракт».*

«Щелкунчик» на долгие годы утвердился в репертуаре Мариинского театра и стал одной из лучших постановок Л. Иванова.
Тур А. Р. Щелкунчик (Casse-Noisette) // Театральный мирок. 1892. № 50. С. 14.
Старый балетоман. [О премьере балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»] // Петербургская газета. 1892. 10 дек. (№ 346). С. 4.
Лель. «Иоланта» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского // Артист. 1892. № 25 (янв.). С. 177.

Эскиз костюма Мамаши Жигонь. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГТБ.

В 2017 году наша библиотека совместно с Санкт-Петербургской Библиотекой для слепых и слабовидящих подготовили и издали многоформатный альбом «Щелкунчик: история балета», в котором текст, напечатанный крупным шрифтом идет параллельно со шрифтом Брайля. Это красивое издание рассказывает историю создания «Щелкунчика», о более поздних и самых известных постановках балета, а также включает мини-словарь балетных терминов и иллюстративный материал в рельефно-графическом формате с тифлоописаниями костюмов по эскизам И. А. Всеволожского.
Хитрик А. А. Эскизы костюмов И. А. Всеволожского к балетам П. И. Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: К истории альбомов // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки: Вып. 6/7. Санкт-Петербург, 2006. С. 19–22.