открытие народного дома Николая II
12 декабря
1900 г.
12 декабря 1900 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное освящение Народного дома — официальное название — «Заведение для народных развлечений императора Николая II».

В 1894 году в России была введена так называемая «питейная монополия», когда одновременно с учреждением государственной продажи спиртных напитков учредили попечительства о народной трезвости, которым передавалась часть денег, вырученных от продажи алкоголя. Председателем Петербургского городского попечительства о народной трезвости стал принц Александр Петрович Ольденбургский, который серьезно относился к своим обязанностям.


Известный юрист и писатель А. Ф. Кони характеризовал его как «лицо с особыми полномочиями и притом обладающее исключительной личной энергией и страстностью в достижении раз поставленной цели»*.


Попечительство организовывало столовые, чайные, амбулатории, библиотеки и воскресные школы. Особое внимание уделялось народным развлечениям: гуляниям на Петровском острове, Семеновском плацу, в Екатерингофе и Таврическом саду. В связи с решением создать народный театр появились две театральные труппы попечительства — драматическая и оперная. Представления давали на временных площадках во время народных гуляний, в Михайловском манеже и в здании бывшего Стеклянного завода, переделанного под театр.


Принц Александр Петрович Ольденбургский

Цит по: Аспидов А. Петербургские арабески. Москва, 2021. С. 69.
1896 году в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. На ней архитектор Александр Никанорович Померанцев представил павильон со стеклянным куполом и чугунным каркасом. После окончания выставки принц Ольденбургский обратился в министерство финансов с ходатайством о перенесении этого здания в Петербург для организации зрелищ и увеселений в части Александровского парка.
Народный дом Императора Николая II
В 1899–1901 годах на основе этого павильона архитектором Григорием Ипполитовичем Люцедарским было построено здание Народного дома императора Николая II: корпус с центральным вестибюлем, театральным залом и Железным залом для концертов, названным так из-за колонн с металлической поверхностью.
Народный дом императора Николая II в Александровском парке. Из фондов ГМИ СПб.
Главный вход на галерею купола Народного дома императора Николая II. Из фондов СПбГМТМИ.

Круглый зал Народного дома императора Николая II. Из фондов ГМИ СПб.

«Еще подъезжая к народному дому Императора Николая II, я был поражен грандиозностью этого здания, с его великолепным куполом, напоминающим несколько старинные церкви, какие, например, встречаются в Ярославле. <…>


Громадная арка-вход залита электричеством. Три двери (вернее, трое ворот), помещающиеся рядом ведут в зал, в котором могут свободно вместиться тысяч пять народу. Сверху — купол, на половину прозрачно-стеклянный, на половину-же разрисованный громадными картами, изображающими пять частей света, и отдельные страны. Направо от зала-передней, если только можно так назвать это громадное помещение, тянется другой зал, почти таких же размеров. <…>


В конце этого зала помещается эстрада, на которой исполняются дивертисментные номера <…>. Вот один номер дивертисмента закончился. Под эстрадой что-то слегка заскрипело, и она медленно начала опускаться, и вскоре сравнялась с полом. Оказывается, что посредством особых машин часть пола, когда нужно, поднимается и служит сценой».*


В зрительном зале было 1295 отдельных мест, и несколько лож на хорах. Билеты с местами стоили дорого: по праздникам от 20 копеек до 1 рубля, по будням от 30 копеек до 2 рублей, к этому добавлялась плата 10 копеек за входной билет.

Зрительный зал Народного дома императора Николая II. Из фондов СПбГМТМИ.
Зрительный зал Народного дома императора Николая II. Из фондов СПбГМТМИ.

При каждом кресле первых 14-15 рядов имелись бесплатные бинокли. Народный дом стал первым столичным театром, снабженным биноклями. Правда, в день открытия исчезло около 30 биноклей, и их стали прикреплять цепями к креслам.


В Народном доме работали огромные столовые. Паровая кухня разом могла готовить на 1500 человек. Обеденные столы покрывались скатертями из японской бумаги, которая после смены сжигалась.


За кулисами по обе стороны сцены были устроены гримуборные, направо от сцены – женские, налево – мужские. На первом этаже – для актеров, на втором – для балета, на третьем – для хористов, на четвертом – для статистов. Каждая комнат предназначалась для трех – пяти артистов, причем артисты были сгруппированы по амплуа. В одной, например, помещались все комики, в другой – все простаки, в третьей – все любовники.


На четвертом этаже, под колосниками, висела масса декораций, которые не складывались и не свертывались, при современных для того времени технических приспособлениях поменять декорации на сцене можно было за 2-3 минуты. Машинерией театра заведовал главный машинист Императорских театров Н. А. Бергер, организовавший здесь новейшие театральные "спецэффекты", такие, как разноцветное освещение с регулировкой силы того или иного цвета.


Программа вечера. Из фондов СПбГТБ.

Линский Вл. Народный дом Императора Николая II // Театр и искусство. 1901. № 1 (1 янв.). С. 11.

Эскиз центральной части занавеса к спектаклю «Синяя птица». 1910 г. Художник С. Н. Воробьев. Из фондов СПбГМТМИ.

Особое внимание обратили на противопожарную безопасность. Сотни сторожей имели ведра и швабры на случай пожара. За кулисами помещался небольшой рычаг, при нажатии на который моментально открывались настежь 48 главных и запасных входов Народного дома.


С открытием Народного дома спектакли трупп попечительства о народной трезвости стали проводить ежедневно, чередуя драму с оперой.


Народный дом пользовался большой популярностью среди простых жителей Петербурга, так как по входному билету 10 копеек можно было смотреть спектакли стоя за платными местами, а также пользоваться всеми аттракционами и увеселительными мероприятиями (кегли, тир, кривые зеркала). В саду были качели, карусели, железная дорога до Мытнинской набережной (паровоз и три вагона для нее привезли из Нью-Йорка), позже построили Американские горки.

В 1910–1911 годах к правому крылу Народного дома был пристроен Большой оперный зал, получивший название «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца А. П. Ольденбургского» (ныне Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина – «Мюзик-холл»).
Проект здания Народного дома императора Николая II. Из фондов СПбГМТМИ.
Я. С. Лукин в партии Годунова, Н. М. Барышев в партии Шуйского в опере «Борис Годунов» Народного дома. 1913 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Н. М. Барышев в опере «Борис Годунов» Народного дома. 1909 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
П. З. Андреев в партии Петра I в опере «Царь и плотник» Народного дома. 1907 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Ф. И. Шаляпин в партии Дон Кихота в одноименной опере Народного дома. 1914 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В 1919 году Петроградскому Народному дому присвоили имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург. 3 ноября 1932 года чудовищный пожар уничтожил левое (восточное) крыло Народного дома, на его месте было построено новое здание – Ленинградский Государственный театр им. Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом»). А в Железном зале в 1959 году открылся Планетарий (здание перестроено по проекту Р. А. Бергмана). Его открытие совпало с передачей из космоса первых снимков обратной стороны Луны.