В 1894 году в России была введена так называемая «питейная монополия», когда одновременно с учреждением государственной продажи спиртных напитков учредили попечительства о народной трезвости, которым передавалась часть денег, вырученных от продажи алкоголя. Председателем Петербургского городского попечительства о народной трезвости стал принц Александр Петрович Ольденбургский, который серьезно относился к своим обязанностям.
Известный юрист и писатель А. Ф. Кони характеризовал его как «лицо с особыми полномочиями и притом обладающее исключительной личной энергией и страстностью в достижении раз поставленной цели»*.
Попечительство организовывало столовые, чайные, амбулатории, библиотеки и воскресные школы. Особое внимание уделялось народным развлечениям: гуляниям на Петровском острове, Семеновском плацу, в Екатерингофе и Таврическом саду. В связи с решением создать народный театр появились две театральные труппы попечительства — драматическая и оперная. Представления давали на временных площадках во время народных гуляний, в Михайловском манеже и в здании бывшего Стеклянного завода, переделанного под театр.
Принц Александр Петрович Ольденбургский
Круглый зал Народного дома императора Николая II. Из фондов ГМИ СПб.
«Еще подъезжая к народному дому Императора Николая II, я был поражен грандиозностью этого здания, с его великолепным куполом, напоминающим несколько старинные церкви, какие, например, встречаются в Ярославле. <…>
Громадная арка-вход залита электричеством. Три двери (вернее, трое ворот), помещающиеся рядом ведут в зал, в котором могут свободно вместиться тысяч пять народу. Сверху — купол, на половину прозрачно-стеклянный, на половину-же разрисованный громадными картами, изображающими пять частей света, и отдельные страны. Направо от зала-передней, если только можно так назвать это громадное помещение, тянется другой зал, почти таких же размеров. <…>
В конце этого зала помещается эстрада, на которой исполняются дивертисментные номера <…>. Вот один номер дивертисмента закончился. Под эстрадой что-то слегка заскрипело, и она медленно начала опускаться, и вскоре сравнялась с полом. Оказывается, что посредством особых машин часть пола, когда нужно, поднимается и служит сценой».*
В зрительном зале было 1295 отдельных мест, и несколько лож на хорах. Билеты с местами стоили дорого: по праздникам от 20 копеек до 1 рубля, по будням от 30 копеек до 2 рублей, к этому добавлялась плата 10 копеек за входной билет.
При каждом кресле первых 14-15 рядов имелись бесплатные бинокли. Народный дом стал первым столичным театром, снабженным биноклями. Правда, в день открытия исчезло около 30 биноклей, и их стали прикреплять цепями к креслам.
В Народном доме работали огромные столовые. Паровая кухня разом могла готовить на 1500 человек. Обеденные столы покрывались скатертями из японской бумаги, которая после смены сжигалась.
За кулисами по обе стороны сцены были устроены гримуборные, направо от сцены – женские, налево – мужские. На первом этаже – для актеров, на втором – для балета, на третьем – для хористов, на четвертом – для статистов. Каждая комнат предназначалась для трех – пяти артистов, причем артисты были сгруппированы по амплуа. В одной, например, помещались все комики, в другой – все простаки, в третьей – все любовники.
На четвертом этаже, под колосниками, висела масса декораций, которые не складывались и не свертывались, при современных для того времени технических приспособлениях поменять декорации на сцене можно было за 2-3 минуты. Машинерией театра заведовал главный машинист Императорских театров Н. А. Бергер, организовавший здесь новейшие театральные "спецэффекты", такие, как разноцветное освещение с регулировкой силы того или иного цвета.
Программа вечера. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз центральной части занавеса к спектаклю «Синяя птица». 1910 г. Художник С. Н. Воробьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Особое внимание обратили на противопожарную безопасность. Сотни сторожей имели ведра и швабры на случай пожара. За кулисами помещался небольшой рычаг, при нажатии на который моментально открывались настежь 48 главных и запасных входов Народного дома.
С открытием Народного дома спектакли трупп попечительства о народной трезвости стали проводить ежедневно, чередуя драму с оперой.
Народный дом пользовался большой популярностью среди простых жителей Петербурга, так как по входному билету 10 копеек можно было смотреть спектакли стоя за платными местами, а также пользоваться всеми аттракционами и увеселительными мероприятиями (кегли, тир, кривые зеркала). В саду были качели, карусели, железная дорога до Мытнинской набережной (паровоз и три вагона для нее привезли из Нью-Йорка), позже построили Американские горки.