Открытие Оперного дома в Зимнем дворце
14 декабря
1763 г.
14 декабря 1763 года состоялся первый спектакль в новом театре – Оперном доме Зимнего дворца.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. XIX в. Художник В. С. Садовников. Из фондов Государственного Эрмитажа.

План Оперного дома в Зимнем дворце. 1773 г.

22 апреля 1762 года высочайшим указом было велено «в имеющемся в новом Зимнем Его Императорского Величества каменном дворце в Оперном доме театр оканчивать машинистскому мастеру Иозефу Бригонци за присмотром и по показанию обер-архитектора графа господина де Растрелли».*

Оперный дом, или Большой театр занимал часть второго этажа ныне существующего Зимнего дворца, созданного по проекту гениального Б.– Ф. Растрелли, но работы в театре закончились уже после ухода архитектора в отставку.

Зрительный зал состоял из партера и четырех ярусов лож. В партере размещались трон, пять стульев, большие и маленькие деревянные скамьи, обитые красным сукном. Царская ложа, украшенная бархатными занавесами с золотой бахромой, находилась напротив сцены на втором ярусе. Астроном И. Бернулли, посетивший Петербург в 1777 году, назвал еще одно место Екатерины II – над сценой, где можно было бы сидеть невидимо для публики.* Своя ложа на втором ярусе была для иностранных послов, на третьем – для Академии наук.
Цит. по: Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театральные здания в Москве и Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 2018. С. 104.

См: Бернулли И. Записки // Русский архив. 1902. № 1. С. 7.

Запись в Камер-фурьерском журнале, ежедневно фиксирующем весь распорядок придворной жизни, гласила: «13-го числа, в субботу … посланы были повестки: Первая, что Ее Императорское Величество изволила указать: сего декабря 14-го дня, то есть, в Воскресенье... быть... в новопостроенном каменном Зимнем Дворце, в новом оперном доме Российскому спектаклю, на который съезжаться пополудни в 5-ть часов; а приезд иметь к подъезду, который от луга, что близ Адмиралтейства, и проходить направо, по имеющемуся к оперному дому лестнице. Вторая, что на наступающей неделе во вторник и в пятницу театрального представления».*

На следующий день в 7 часов вечера на сцене нового театра русской труппой были показаны высокопоставленной публике два спектакля — «Синав и Трувор» А. П. Сумарокова и «Слепой видящий» по пьесе М.-А. Леграна. Представление длилось до 10 вечера.

«Синав и Трувор» была самой репертуарной пьесой А. П. Сумарокова, поскольку пользовалась особой популярностью у зрителей. Первая ее постановка состоялась 21 июля 1750 г. на сцене «Комедиантского дома» в Петергофе в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.*

Камер-фурьерский журнал за 1763 г.

Камер-фурьерский журнал за 1763 год. С. 246.

См.: Камер-фурьерский журнал за 1750 год. С. 78.


Из фондов СПбГТБ

Спектакль был осуществлен силами любительской труппы Сухопутного кадетского корпуса и после неоднократно повторялся на сцене Придворного кадетского театра.

Из исполнителей главных ролей трагедии наиболее прославились Иван Афанасьевич Дмитревский в роли Синава и Татьяна Михайловна Троепольская в роли Ильмены.

Н. И. Новиков писал: «Недавно здесь на придворном императорском театре представлена была "Синав и Трувор", трагедия г. Сумарокова. Трагедия сия играна была по переправленному вновь автором подлиннику. <...> Что ж касается до актеров, представлявших сию трагедию, то надлежит отдать справедливость, что г. Дмитревский и г. Троепольская привели зрителей во удивленье».*

Поэт Ф. А. Козловский так написал о Дмитревском в роли Синава:

«Искусство с естеством в тебе совокуплены
Производили в нас движения сердец.
Ах, как тобою мы остались иступленны!
Мы в мысли все тебе готовили венец:
Ты тщился всех пленить, и все тобою пленны».*
Новиков Н. И. В С.- Петербурге // Пустомеля. 1770. Перепечатано: Сатирические журналы Н. И. Новикова. Москва ;Ленинград, 1951. С. 278.
Новиков Н. И. В С.- Петербурге // Пустомеля. 1770. Перепечатано: Сатирические журналы Н. И. Новикова. Москва ;Ленинград, 1951. С. 278.
Большая часть комедий 1760-х годов – это переводы и переделки западноевропейских пьес. На открытии Оперного дома была также представлена премьера спектакля «Слепой видящий» по пьесе Марка-Антуана Леграна в переводе писателя и государственного деятеля Петра Семеновича Свистунова.

Интрига этого одноактного произведения была заимствована Леграном у одноименной пьесы французского драматурга XVII века Де Бросса, являвшейся одним из вариантов старинных фарсов о главе семейства, представляющемся умершим или больным.

По сюжету пьесы М.-А. Леграна пожилой офицер вместо женитьбы на молодой вдове вынужден был отправиться в армию. И стоило ему уехать, как невеста стала привечать его племянника. Узнав об обмане и вернувшись домой, офицер притворяется лишившимся зрения, разоблачает вдову и своего племянника и позволяет им соединиться в браке, благородно уступая младшему родственнику.

Легкая комедийная пьеса имела зрительский успех и ставилась на петербургской сцене до конца XVIII века.

Из фондов СПбГТБ

24 декабря того же 1763 года от Придворной конторы «посланы были повестки, что Ее Императорское Величество соизволила указать: во время театральных представлений в новом оперном доме, который в Зимнем каменном Дворце, смотрителям [то есть зрителям] помещаться по нижеписанному, а именно: в ложах, в нижнем, то есть, в правом от партера, и во втором от партера ярусах дамским персонам первых пяти классов ; в третьем всему дворянству ; в четвертом, то есть, в самом верхнем, купечеству и прочим, кому вход иметь дозволено ; а в партерах всему Генералитету, и Гвардии офицерам и прочих полков штабам и штабским чинам, состоящим в тех же рангах ; точию в партере между лавками дорог отнюдь не заставливать, чтоб проходить помешательства не было, да на театр отнюдь никому из смотрителей не входить, чтоб в перемене декораций и в прочем помешательства не чинили».*
Камер-фурьерский журнал за 1763 год. С. 251-252.


Вид на Зимний дворец. Художник Б. Патерсен. 1793 г. Из фондов «Музейного комплекса им. И. Я. Словцова».

В течении двадцати лет Оперный дом был единственным постоянным государственным театром в Санкт-Петербурге, где выступали все труппы: русская, итальянская, французская, немецкая. Обычно театральные вечера заканчивались балетом.

Состав русской труппы, например, на 1766 год по обязательным для того времени амплуа был следующим: в мужском составе: 1-й трагический и комический любовник, то есть молодой герой, 2-й и 3-й любовники, благородный отец, комический отец, 1-й и 2-й слуги, резонер, подъячий, 2 конфидента (наперсника), в женском: 1-я трагическая и комическая любовница, 2-я любовница, 1-я и 2-я служанки, старуха, 2 конфидентки.*

В 1783 году театр был ликвидирован для перестройки в жилые покои.

См.: Архив дирекции Императорских театров. Вып. 1 (1746 - 1801 гг.). Санкт-Петербург, 1892. Отд. 2. С.65-100 ; Отд. 3. С. 23-44.