Указ об устройстве придворных и городских театров
22 декабря
1796 г.
«Dura lex, sed lex»
(«Закон суров, но это — закон»)
Вступление на престол Павла I стало для Российской Империи совершенно новой вехой. Стремление 42-летнего Павла Петровича к «порядку, порядку и, еще раз, порядку», распространялось на все стороны жизни страны. Павел мечтал затмить свою царственную родительницу и изменить все то, что Екатерина II строила на протяжении многих лет. И строя грандиозные планы переустройства государства, Император вникал в самые, казалось бы, далекие от глобальных общественно-политических проблем вопросы.

Одним из примеров того, как Павел I уже в первые месяцы своего правления «озаботился» улучшением организации и управления театрами, может служить указ «О некоторых распоряжениях относительно устройства Театров, как придворных, так и городских», большинство распоряжений, которого носили мелкий и чисто административный характер.

Именной Указ № 17674, данный Действительному Тайному Советнику Князю Николая Борисовичу Юсупову 22 декабря 1796 года «О некоторых распоряжениях относительно устройства Театров, как придворных, так и городских».


«Спектаклям и музыке при Дворе Нашем повелеваем быть в ведении вашем с тем, чтобы вы управляли сею частью, яко в числе общего дворцового разряда состоявшую, на следующем основании:


Император Павел I. Художник В. Л. Боровиковский. 1796 г.


Н. Б. Юсупов. Художник Е. О. Скотников. 1816 г. Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина.

1) всех принадлежащих к спектаклям и музыке придворных людей иметь вам в точной дирекции вашему иностранцев выписывать, заключая с ними договоры и своих собственных актеров, танцовщиков и музыкантов заводить;

2) Определенную из Кабинета Нашего на содержание сея части сумму 174.000 рублей принимать в ваше распоряжение; а равномерно причислят в доход и весь сбор, получаемый с городовых театров, на которых позволяются зрелища, представляемый актерами вашего видения, держа всему тому приходныя и расходныя книги и отсылая оныя в Придворную Нашу Канцелярию для ведения генеральная всему по Двору счету;

3) Принимать от Нас повелеть касательно спектаклей на Придворных театрах в городе и загородных дворцах; но что касается до входа в оные, о том распоряжения по воле Нашей будут в действо производимы чрез Обер-Гофмаршала и Гоф-маршалов;

4) Для всех спектаклей на Придворных театрах получать от Придворной Конторы освещение, мебели и прочая необходимо нужные вещи, принимая и возвращая все то с расписками; в случае же спектаклей в загородных дворцах, от Придворной конюшни получать потребное число экипажей для привоза и отвоза театральных служителей.
5) Французскую труппу, по старости и неспособности большей части актеров, отпустить, учиня с ними расчет в удовлетворение тех, кои не дожили до срока, в контрактах их положенного, и препроводя их для получения заплаты в Кабинет Наш; тем же, кои заслужили пенсии, всего на 6.500 рублей, ежегодно указали Мы производить оныя из Кабинета по смерть их;
6) Стараться составить наилучшим образом оперу Итальянскую, так, чтоб актеров хороших в ней было достаточно, не токмо для комической части, по в случай надобности, и для серьезной; следовательно были бы певцы и певицы для стола и концертов, тоже балеты и наконец театр Российской. А дабы, по причине запрещения спектаклей, в рассуждении траура продолжаемого, не поставить Дирекцию над театрами в убытке, указали Мы сверх ежегодной суммы отпускать в ту Дирекцию из Кабинета, начиная с 5 Ноября сего года, по 5000 рублей на месяц до того времени, покуда последует Наше дозволение на открытие театров;

7) Хотя, как выше сказано, дозволяется в пользу Дирекции над спектаклями давать оныя на городовых театрах за установленную плату; но строжайше запрещаем почитать сии зрелища за придворные, и для того при оных отнюдь не употреблять придворной ливреи. Что же касается до предохранения от шума и всякой непристойности, все cиe относится к наблюдению полиции, от которой назначаемые Дирекциею режиссеры завися, надлежащую помощь получать и в прочем ей во всяком проишествии отвечать должны; что самое разумеется и о маскарадах, на театре ли оные, или же по дозволенно полицейскому частным человеком в доме за деньги даваны будут.

.

8) Вольные спектакли запретить давать во весь Великий пост и во всю неделю Святыя Пасхи, во весь Успенский пост, за две недели до Рождества Христова и до 28 Декабря, в день Воздвижения креста Господня, в день усекновения главы Святого Иoaнна, на кануне Богоявления Господня и во все Субботы; Оратории же духовные в течении великого поста кроме первой и последней недели давать позволить. Сими распоряжениями при добром старании и наблюдении вашем нетрудно вам будет привесть вверенную вам часть в лучшее состояние».*
Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: (1649‒1825). Санкт-Петербург, 1830. Т. 24: 1796-1798. № 17674. С. 247-249.