ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «страна чудес»
25 декабря
1948 г.
#Театр_Юных_Зрителей
25 декабря 1948 года на сцене ленинградского ТЮЗа состоялась новогодняя премьера пьесы-сказки «Страна чудес». Режиссерами выступили Александр Александрович Брянцев и Григорий Наумович Каганов.

М. Б. Шифман в роли Волшебника. Из фондов СПбГМТМИ.

Молодые авторы — Ю. Я. Принцев и Ю. А. Хочинский – представили свое первое драматическое творение. В пьесе свободно и непринужденно переплетаются фантастический вымысел и реальная действительность, причем последняя оказывается ярче и чудеснее самой смелой сказочной фантастики. В центре сюжета — пионер Дима и оказывающийся на службе у Димы добрый волшебник Факраш эль-Амаш.


Режиссеры создали спектакль в подлинно театральных, сказочно-завораживающих формах. «Мы становимся свидетелями чудесных превращений, видим, как из бронзового кувшина возникает восточный волшебник, как мальчик Дима становится невидимым и неслышимым для окружающих его людей, как через реки и леса мчится ковер-самолет».* Все это происходило в красочном и оригинальном оформлении художницы Нины Николаевны Ивановой.


Трехчасовое действие было наполнено жизнерадостностью, неподдельным весельем и неистощимым юмором, который драматурги заложили в пьесу. Спектакль часто прерывался громким и дружным смехом всего зрительного зала. «Давно уже не слышали, чтобы в ТЮЗе публика смеялась так много и так хорошо, как на этом спектакле», — отмечали рецензенты.*
Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Одной из юмористических тем спектакля стало восприятие волшебником Факрашом повседневных явлений человеческой жизни — телефона, радио, телевизора. Они оказывались для древнего мага явлениями непостижимого волшебства, что давало богатую почву для выразительных комедийных ситуаций, очень остроумно использованных постановщиками.


Факраш эль-Амаша играл комедийный актер Михаил Борисович Шифман. Он точно почувствовал и передал тот юмор, ироническое отношение, с каким относились авторы пьесы к Факрашу. В каждой сцене актер показывал, как постепенно теряет Факраш самоуверенность чародея, убежденного в своей всесильности. Он, наконец, признавал за людьми способность творить чудеса и технические, и духовные.

Пионер Дима, путешествующий вместе с магом, стал настоящим любимцем зрителей. Таким его сделала актриса Клавдия Яковлевна Фадеева. Дима в ее исполнении был своенравен и лиричен, смел и заразительно весел. Главные и самые пленительные его черты — активность и целеустремленность — покоряли публику. Артистка существовала в роли десятилетнего мальчика с непринужденной живостью и легкостью, создавая облик заразительно веселого и жизнерадостного ребенка.

К. Я. Фадеева в роли Димы в спектакле. Из фондов СПбГМТМИ.

Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
«Страна чудес» оказалась представлена зрителю в лучших традициях «сказочных спектаклей» ТЮЗа. Развивая в детях любовь к сказке и ее яркой творческой основе, спектакль вместе с тем показывал зрителями многообразие реальной жизни, героические черты простого, не волшебного человека, способного творить чудеса в повседневности. Это рождало как в детях, так и во взрослых интерес и внимание к окружающему их миру.
Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
Мин Е. «Страна чудес» // Вечерний Ленинград. 1949. 6 янв.