Е. И. Колосова предположительно в балете «Амазонки». 1800-е гг. Художник А. Г. Варнек. Из фондов Государственного Русского музея.
Евгения родилась в семье артиста кордебалета Ивана Неелова, поэтому с детства была знакома со сценой и еще ребенком выступала в балетных спектаклях.
В 1799 году она успешно окончила Петербургское театральное училище, где ее педагогом был Иван Иванович Вальберх, и была принята солисткой на петербургскую сцену. С ее приходом в балетном театре началась новая эпоха профессионального исполнительства.
Евгению рано выдали замуж за музыканта оркестра Императорских театров Михаила Петровича Колосова. Через несколько лет в этом браке родилась дочь Александра, ставшая впоследствии талантливой драматической актрисой, известной в театральном мире по фамилии ее мужа — великого трагика Василия Андреевича Каратыгина.
По воспоминаниям современников, стройная брюнетка поразительной красоты, с большими чёрными глазами и изящным гибким станом органично смотрелась в произведениях на античные, сказочно-мифологические, шекспировские и исторические сюжеты. Она танцевала главные партии в балетах своего учителя И. Вальберха, а также Шарля Ле Пика, Пьера Шевалье, Шарля Луи Дидло.
Колосова творила в эпоху расцвета классицизма на сцене, поэтому ее «натуральность» несколько отличалась от естественных эмоциональных проявлений. «Картинность поз и жестов сопутствовала Колосовой даже в минуты самых напряженных переживаний».* Это было характерно для того периода балетной пантомимы, когда скрещивались эстетические принципы классицизма и еще только зарождающегося романтизма.
По мнению публики, «никто лучше и вернее ее не мог передавать любви, ревности, отчаяния, словом всех страстей, которым доступно сердце женщины»*. И. Вальберх даже поставил для любимой ученицы спектакль «Новый Вертер», где она, впервые за всю историю российского балета, исполнила роль своей современницы, молодой москвички с трагической судьбой.
Е. И. Колосова. 1809 г. Художник С. Даниэль. Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина.
Русский костюм в балете. По гравюре начала XIX в.
Евгения Ивановна принадлежит и к числу основоположников русского характерного танца: она прославилась как выдающаяся исполнительница русской пляски на сцене. Уже в начале XIX века на балетной сцене ставили дивертисменты с русскими танцами. Исполнялись они в костюмах, максимально приближенных к традиционному русскому народному костюму: длинный сарафан, рубаха с пышными широкими рукавами, кокошник на голове, ленты в волосах, бусы на груди.
Русская пляска Колосовой, «царицы русского танца», настолько всех очаровала, что даже знатные дамы наперебой просили обучить их. Один из современников писал о танцовщице: «С каким танцем может сравниться русская пляска, если видишь в ней молодую девушку, полную, румяную, со стройной талией, с хорошо выправленным корпусом и руками, с выражением в лице, плывущую, как лебедь по озеру. Сколько неги, чувства, движения, благородства в этом танце!»*
Ее творчество вдохновляло многих зрителей на поэтические строки. Одно из восторженных посланий к ней заканчивалось так:
«Царицей быть над воображеньем,
Прелестных рук, очей движеньем
В каком-то счастьи уверять,
Мирить печального с судьбою,
С надеждой милою, златою
И в грудь восторги лить рекой —
Вот дар бесценный, редкий твой!»*