евгения ивановна Колосова
26 декабря
1780 г.
« Талант правдивый, редкостный и законченный,
ставящий ее в ряды лучших пантомимных артистов »
- К.-Л. Дидло -
26 декабря 1780 года родилась Евгения Ивановна Колосова, выдающаяся русская танцовщица. В своем творчестве она сочетала выразительную драматическую игру с высокой техникой танца, отчего ей удавалось создавать многогранные художественные образы с высокой силой поэтического воздействия.

Е. И. Колосова предположительно в балете «Амазонки». 1800-е гг. Художник А. Г. Варнек. Из фондов Государственного Русского музея.

Евгения родилась в семье артиста кордебалета Ивана Неелова, поэтому с детства была знакома со сценой и еще ребенком выступала в балетных спектаклях.


В 1799 году она успешно окончила Петербургское театральное училище, где ее педагогом был Иван Иванович Вальберх, и была принята солисткой на петербургскую сцену. С ее приходом в балетном театре началась новая эпоха профессионального исполнительства.


Евгению рано выдали замуж за музыканта оркестра Императорских театров Михаила Петровича Колосова. Через несколько лет в этом браке родилась дочь Александра, ставшая впоследствии талантливой драматической актрисой, известной в театральном мире по фамилии ее мужа — великого трагика Василия Андреевича Каратыгина.


По воспоминаниям современников, стройная брюнетка поразительной красоты, с большими чёрными глазами и изящным гибким станом органично смотрелась в произведениях на античные, сказочно-мифологические, шекспировские и исторические сюжеты. Она танцевала главные партии в балетах своего учителя И. Вальберха, а также Шарля Ле Пика, Пьера Шевалье, Шарля Луи Дидло.

Роли Федры («Федра и Ипполит»), Медеи («Медея и Ясон»), Изоры («Рауль Синяя Борода»), Аделаиды («Рауль де Креки») потрясали зрителей высоким эмоциональным накалом, насыщенностью переживаний и натуральностью чувств.
Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Ленинград, 1958. С. 98.

Колосова творила в эпоху расцвета классицизма на сцене, поэтому ее «натуральность» несколько отличалась от естественных эмоциональных проявлений. «Картинность поз и жестов сопутствовала Колосовой даже в минуты самых напряженных переживаний».* Это было характерно для того периода балетной пантомимы, когда скрещивались эстетические принципы классицизма и еще только зарождающегося романтизма.


По мнению публики, «никто лучше и вернее ее не мог передавать любви, ревности, отчаяния, словом всех страстей, которым доступно сердце женщины»*. И. Вальберх даже поставил для любимой ученицы спектакль «Новый Вертер», где она, впервые за всю историю российского балета, исполнила роль своей современницы, молодой москвички с трагической судьбой.


Колосова мастерски играла пантомиму. Она очень хороша знала особые отношения между внутренними чувствами и наружными жестами, которые эти чувства обозначали. Её безмолвные действия были абсолютно выразительны и красноречивы, прозрачно ясны в своем значении, что «решительно заменяли для зрителей речи»*. «Ни одна из артисток не пользовалась постоянно такой любовью публики как Колосова и ни одна... не заслуживала этой любви более ее», — писал ее биограф Н. Мундт.*

Е. И. Колосова. 1809 г. Художник С. Даниэль. Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина.


Русский костюм в балете. По гравюре начала XIX в.

Евгения Ивановна принадлежит и к числу основоположников русского характерного танца: она прославилась как выдающаяся исполнительница русской пляски на сцене. Уже в начале XIX века на балетной сцене ставили дивертисменты с русскими танцами. Исполнялись они в костюмах, максимально приближенных к традиционному русскому народному костюму: длинный сарафан, рубаха с пышными широкими рукавами, кокошник на голове, ленты в волосах, бусы на груди.


Русская пляска Колосовой, «царицы русского танца», настолько всех очаровала, что даже знатные дамы наперебой просили обучить их. Один из современников писал о танцовщице: «С каким танцем может сравниться русская пляска, если видишь в ней молодую девушку, полную, румяную, со стройной талией, с хорошо выправленным корпусом и руками, с выражением в лице, плывущую, как лебедь по озеру. Сколько неги, чувства, движения, благородства в этом танце!»*


Ее творчество вдохновляло многих зрителей на поэтические строки. Одно из восторженных посланий к ней заканчивалось так:

          «Царицей быть над воображеньем,

          Прелестных рук, очей движеньем

          В каком-то счастьи уверять,

          Мирить печального с судьбою,

          С надеждой милою, златою

          И в грудь восторги лить рекой —

          Вот дар бесценный, редкий твой!»*

Н. М. [Мундт Н.] Биография Е. И. Колосовой // Репертуар русского и пантеон всех европейских театров. 1842. Кн. IV. С. 12.
Худеков С. Н. История танцев. Ч. 4. Петроград, 1918. С. 31.
Глушковский А. Воспоминания балетмейстера. Ленинград, Москва, 1940. С. 31.
К. Ш-в К танцовщице Колосовой // Северный вестник. 1805. Ч. 7. № 7. С. 27.
Для младших танцовщиц-актрис Колосова всегда оставалась чутким и внимательным наставником. В 1826 году сорокашестилетняя танцовщица покинула сцену и занялась педагогической деятельностью. Среди ее учениц балерины Мария Ивановна Данилова, Авдотья Ильинична Истомина, Анастасия Андреевна Лихутина. Актриса Александра Егоровна Асенкова писала в своих воспоминаниях, что Колосова «независимо от своего сценического первенства, имела первенство как умная и истинно добрая женщина, всегда готовая помочь каждому и словом, и делом».*
Асенкова А. Е. Картины прошедшего. Записки русской артистки // Театральный и музыкальный вестник. 1857. № 50. С. 709.
Н. М. [Мундт Н.] Биография Е. И. Колосовой // Репертуар русского и пантеон всех европейских театров. 1842. Кн. IV. С. 9–13.
Боглачева И. А. Царица русского танца Евгения Ивановна Колосова // Боглачева И. А. Артисты санкт-петербургского императорского балета, XIX век. Санкт-Петербург, 2015. С. 37–51.

Павел Матвеевич свободин
26 декабря
1850 г.
Здесь скоро появятся рассказы об этих событиях.