Из фондов СПбГТБ
Сейчас кажется странным, что это, казалось бы, безобидное произведение могло быть не пропущено драматической цензурой для постановки на сцене. Цензора пьеса смутила своей «грубостью и неприличием тона», а также он обратил особое внимание на конечную ремарку автора: «продолжительный поцелуй», соединяющий героя и героиню в финале. «К представлению на сцене она совершенно непригодна», — заключает свое мнение о шутке Чехова цензор. Однако начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов считал иначе: «Я эту пьесу читал. Мне кажется, что следовало бы исключить из нее некоторые грубые выражения, а что касается сюжета, то при всей пустоте его, он не содержит ничего предосудительного».* Всего месяц спустя, 28 октября 1888 года, водевиль был с успехом сыгран на сцене московского театра Корша. Роль Смирнова блестяще исполнил артист, которому изначально А. П. Чехов и посвятил свою пьесу — Николай Николаевич Соловцов.
Водевили Чехова всегда пользовались большим успехом у зрителей. На александринской сцене наиболее популярной оказалась именно эта шутка в одном действии.
Афиша спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.