Указ Об отсылке в казну Воспитательного дома десятой части из суммы, собираемой за вход в городовые театры

22 февраля
1798 г.
«Dura lex, sed lex»
(«Закон суров, но это — закон»)
Именной указ, данный действительному тайному советнику князю Юсупову № 18 394 от 22 февраля 1798 года «Об отсылке в казну Воспитательного дома десятой части из суммы, собираемой за вход в городовые театры».
Вследствие представления, учиненного нам от любезнейшей супруги нашей, Ея Величества Императрицы, яко главноначальствующей над воспитательными домами, повелеваем: из суммы, собираемой за вход в городовые театры, десятую часть отсылать всегда в казну здешнего Воспитательного дома, не касаясь Итальянской труппы до истечения заключенных с нею условий. Причём нужным почитаем предписать вам, чтоб подобные условия деланы были без ущерба доходов, предоставленных в пользу Воспитательного дома, на основании привилегий ему пожалованных.

Полное собрание законов Российской Империи. — Собр. 1: (1649−1825). СПб, 1830. Т. 25: 1798−1799. № 18.394. С. 96−97


ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА «ЛАУРЕНСИЯ»

22 февраля
1939 г.

В. М. Чабукиани

22 февраля 1939 года на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова состоялась премьера балета «Лауренсия» Александра Абрамовича Крейна. Этот темпераментный, страстный спектакль получил всеобщее признание, не сходил со сцены более 35 лет и воспринимался зрителями как пиршество классического и испанского народного танцев. В основу сценария балета положена пьеса испанского драматурга Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Это старинная драма из героического прошлого испанского народа, рассказывающая о его свободолюбии, о его отважной борьбе с угнетателями.
Создатели спектакля — балетмейстер Вахтанг Михайлович Чабукиани, режиссер Эммануил Иосифович Каплан, художник Симон Багратович Вирсаладзе, дирижер Исай Эзрович Шерман, автор либретто Евгений Моисеевич Мандельберг. Ведущие партии исполнили Наталья Дудинская (Лауренсия), Вахтанг Чабукиани (Фрондосо), Елена Чикваидзе (Хасинта), Михаил Дудко (Командор) и Татьяна Вечеслова (Паскуала).

В. Чабукиани – Фрондосо


Художник С. Б. Вирсаладзе

Профессиональный конструктивный анализ постановки сделала Любовь Дмитриевна Блок (Искусство и жизнь. 1939. № 5. С. 36−37). О спектакле тепло отозвался Дмитрий Борисович Кабалевский, проакцентировав его музыкальные составляющие* : «Оркестр „Лауренсии“ — яркий, сочный, с преобладанием густых, напряженных красок. <…> Отлично дирижирует И. Шерман. Превосходный оркестр звучит под его управлением компактно и красочно. Высокая одаренность И. Шермана, которую он уже показал в опере, позволяет считать его и одним из наших лучших балетных дирижеров».

Правда. 1940. 8 мая

И, конечно же, много похвалы получила исполнительница заглавной партии Н. Дудинская. Лауренсия — ее первая самостоятельная роль, танцы и игровой рисунок Чабукиани создавал с учетом ее индивидуальности и при ее участии. В этой партии в полной мере раскрылся артистический темперамент Дудинской, ее выразительный, виртуозный танец казался, по мнению театрального критика Давида Лазаревича Тальникова, необычайно легким, артистичным, брызжущим: «Играет, танцует все ее тело, с особым „шиком“, на испанский лад схваченные у талии руки, сверкают ее выразительные жгучие взгляды „испанки“, в вихре широких с оборками испанских юбок, кружатся в искрометном беге пируэты, высоко взлетают упругие прыжки — все сливается в каком-то танцевальном вихре»*.

Н. Дудинская – Лауренсия

Театр. 1940. № 8. С. 41