открытие Павловского музыкального вокзала

23 мая
1838 г.

«Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.

Железный мир опять заворожен.

На звучный пир в элизиум туманный

Торжественно уносится вагон:

Павлиний крик и рокот фортепьянный.

Я опоздал. Мне страшно. Это — сон».*

— о. э. мандельштам —
О. Мандельштам «Концерт на вокзале». 1921
23 мая 1838 года был открыт Павловский музыкальный вокзал, история которого тесно связана с первой в России железной дорогой, соединившей Павловск и Царское Село с Петербургом.
Сначала пассажиры сидели в вагонах, которые тянула упряжка лошадей, в апреле 1838 года впервые поезд поехал с настоящим паровозом. Чтобы люди не страдали от грохота, в первом вагоне играл оркестр. Вскоре Царскосельская железная дорога стала вызывать восторг публики.


«Ныне в Петербурге уже никто не боится железной дороги, и все убедились, что дикий зверь, которого пронзительный свист сначала пугал самых отважных амазонок, послушнее выезжанной дамской

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837 г.

верховой лошади. Собираясь на железную дорогу, надевайте бесстрашно лучшие платья: на них не сядет ни пылинки…»*
А вот слова всем известного романса М. И. Глинки «Попутная песня» на слова Н. В. Кукольника:
Северная пчела. 1838. 3 мая
«Дым столбом – кипит, дымится пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Веселится и ликует весь народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле».

Памятник Ф. фон Герстнеру на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге. Скульптор С. А. Щербаков.

Мысль создания Павловского вокзала с увеселениями и музыкальными вечерами принадлежит строителю дороги, австрийскому дворянину и инженеру Францу фон Герстнеру. В своих записках он писал: «…железная дорога в Царское Село и Павловск оказывается предприятием, полезным для здоровья жителей столицы, будущей прогулкой всех, имеющих нужду в отдыхе… Теперь ездят на Крестовский остров, где бывает катание с гор; но на конце железной дороги устроится новое Тиволи, прекрасный вокзал: он летом и зимой будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого».*
Герстнер Ф. О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск, высочайше привилегированною Его Императорским величеством компаниею. Санкт-Петербург, 1836. С. 39.
«Вокзал в Павловске». Художник Ф. Мартенс. 1830-е гг.
С первых же дней «воксал» стал излюбленным местом отдыха петербуржцев, так как он располагался в прекрасном парке, где было приятно проводить время, около него находился небольшой сад с фонтанами и эстрадой для оркестра.
Вокзал в Павловске. Литография К. Шульца по рисунку И. Я. Мейера. Конец 1840-х – начало 1850-х гг. Из фондов Государственного Эрмитажа.
Концерт на Павловском вокзале по случаю 25-летия Царскосельской железной дороги. Художник А. Шарлемань. 1862 г.. Частное собрание.
Н. В. Кукольник в открытом письме М. И. Глинке писал: «Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров… Великолепная зала, с большим искусством расположенная архитектором Штакеншнейдером, строителем вокзала, украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся установлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами… На хорах музыка, внизу песни тирольцев… Что, если бы на хоры возмостился Штраус со своим магическим оркестром?»*
Северная пчела. 1838. 25 мая
Иоганн Штраус, «король вальсов» и покоритель дамских сердец, действительно позже дирижировал оркестром на сцене вокзала в течении 10 сезонов. Именно ему принадлежит заслуга превращения заведения из ресторана, где обедают под музыку, в место, куда приезжали послушать оркестры и знаменитых певцов.

Эти выступления слушал и Ф. М. Достоевский, что нашло отражение в романе «Идиот»: «В Павловском воксале по будням, как известно и как все по крайней мере утверждают, публика

Карикатура на гастроли Иоганна Штрауса–сына в Павловске в 1856 году.

собирается "избраннее", чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают "всякие люди" из города. Туалеты не праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято. Оркестр может быть действительно лучший из наших садовых оркестров, играют вещи новые».
Павловск. Музыкальный вокзал. Фотограф А. Павлович. Фото конца XIX – начала XX века.
Павловск. Внутренний вид музыкального вокзала. Фотограф А. Павлович. Фото конца XIX – начала XX века. Из фондов СПбГМТМИ.

Мемориальный камень на месте Павловского музыкального вокзала. 2013 г.

На сцене Павловского музыкального вокзала в разное время выступали: Р. Е. Дриго, А. К. Глазунов, Р. М. Глиер, А. К. Лядов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. и М. И. Фигнер, А. Д. Вяльцева, Е. М. Люком, М. Ф. Кшесинская.

Во время Великой Отечественной войны фашисты разгромили Павловск, в том числе здание вокзала, от него остался только фонарь, правда, очень красивый.

Константин Александрович Варламов

23 мая
1848 г.
«талант варламова наивен, чист и свеж».
— а. р. кугель —
23 мая 1848 года родился Константин Александрович Варламов — величайший комический артист, самый популярный и любимый актер у петербургских зрителей.
Его отцом был Александр Егорович Варламов, известный композитор, от которого он унаследовал необычайную музыкальность. С ранних лет у Константина Александровича проявилась тяга к артистической деятельности. Он выступал в любительских спектаклях, затем в частных антрепризах. В театр Варламов пришел, не имея специального образования, актерскому мастерству обучался тут же, на сцене. Его учителями были замечательные актрисы А. М. Читау и А. И. Шуберт. Благодаря встрече с Н. Ф. Сазоновым, который сразу обратил на него внимание, молодой Варламов получил приглашение в Александринский театр в 1875 году и прослужил в нем сорок лет.

К. А. Варламов. 1915 г. Из фондов СПбГМТМИ.


К. А. Варламов в балете «Тщетная предосторожность». Мариинский театр. 1885 г. Из фондов Нижегородского музея-заповедника.


Одной из первых больших работ Варламова на столичной сцене стала роль Менелая в оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена». Опереточную школу он прошел, еще будучи провинциальным актером. У Варламова были все необходимые для этого жанра данные: комедийный талант, великолепный от природы поставленный голос, диапазон которого поражал слушателей. Варламов обладал бесконечным сценическим обаянием и даром импровизации, о которых не раз писали рецензенты, иногда даже позволял себе беседовать с публикой во время спектакля.

Он даже участвовал в балете «Тщетная предосторожность» в поставленном в Мариинском театре М. Петипа и Л. Ивановым.

Среди многочисленных образов, созданных Константином Александровичем, критики особенно отмечали героев в пьесах Н. В. Гоголя: Осип «Ревизор», Яичница «Женитьба», Чичиков, а позднее Собакевич и Бетрищев «Мертвые души». Одними из лучших его ролей были Большов в комедии А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и Варравин в пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Дело».

Таланту Варламова были доступны не только комедийные персонажи. Он исполнял и характерные роли, и роли с драматическим оттенком, и всегда в них достигал высочайших вершин творчества. Он мог и рассмешить до слез, и до слез же растрогать, за это его и любили зрители.

В роли Осипа в спектакле «Ревизор». Александринский театр.1912 г. Из фондов Александринского театра.

В роли Силы Ерофеича Грознова в спектакле «Правда —- хорошо, а счастье лучше». Из фондов Александринского театра.
В роли Сганареля в спектакле «Дон Жуан». Александринский театр. 1910 г. Из фондов Александринского театра.
В роли Бартоло в спектакле «Севильский цирюльник». Александринский театр. Из фондов ГИМ.
В роли Услады в маскарадном водевиле-пародии «Сон Услады». Мариинский театр. 1903 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина..
Кугель А. Р. К. А. Варламов // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1900-1901. С. 273–277.