Премьера спектакля «Совет да любовь»

26 мая
1974 г.
26 мая 1974 года в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Совет да любовь» по пьесе В. Ф. Тендрякова в постановке А. О. Сагальчика, оформлении М. Ф. Китаева и музыкальном сопровождении Б. И. Тищенко.
«Совет да любовь» — первая пьеса В. Ф. Тендрякова. В ней писатель вёл серьёзный и важный разговор о чести, чувстве долга, о дружбе и верности. «Название пьесы не следует воспринимать впрямую, оно полно своеобразной щемящей горечи», — писал о спектакле Ю. Головащенко.*

Действие пьесы разворачивалось в современной для зрителя деревне. Жесткий и авторитарный председатель колхоза Зосима Ярцев, мечтающий что бы все жили в «совете да любви», тем не менее не может избежать конфликтов со своими односельчанами. Произведения на подобную тему уже появлялись на сцене. Но зрителей поражало, то как по-новому, как многогранно и с какой любовью были раскрыты образы современников: «все действующие лица пьесы по своему и правы и неправы».*

Народный артист Ю. В. Толубеев, игравший Ярцева, показал трагедию человека уважаемого, заслуженного, незаметно для себя отставшего от времени. «Зосима, воевавший на фронте, а потом бившейся за хлеб, ищет поддержки в своем прошлом, в тех давних трудных и героических годах, когда суровость грозного времени диктовало свои суровые законы...



Головашенко Ю. Пути и перепутья Зосимы Ярцева  // Ленинградская правда. 1974. 6 сент.

Ю. В. Толубеев в роли Зосимы Ярцева. Из фондов Музея Александринского театра.

Он понимает, что неправ, когда пытается единовластно управлять колхозом, подавляя инициативу молодых. ... Ю. Толубеев заставляет зрителей понять, что Зосима горестно ощущает свою вину, вину без вины, вину трагическую», —отмечал критик, восхищаясь «всею сложностью изображенной писателем человеческой натуры и судьбы».*

Правдивы и не менее интересны были и образы созданные актерским ансамблем спектакля: трагическая Христя (Т. Алешина), порывистый и талантливый Михаил (Ю. Родионов), озорной Василий (С. Паршин), добрый Спиря (С. Сытник), мягкая, но очень стойкая Люда (В. Панина), простодушный и обаятельный дед Митрофан (А. Борисов), дерзкая, озлобленная и ранимая Капа (Г. Карелина).

Обращали на себя внимание критиков и оформление спектакля М. Китаева: быстрой сменой декораций был подчеркнут контраст между военными годами (пролог) и современными сценами. «Этот контраст — и в развитии психологического мира персонажей. Темное небо в сумеречный предрассветный час (пролог) и бескрайние небесные горизонты, просторы зеленых полей в первом акте сталкивают два этапа изображаемой человеческой жизни».*