леонид максимович леонов

31 мая
1899 г.
«всё наиболее ценное на свете вытачивается из боли».
— л. м. леонов —
31 мая 1899 года в Москве родился писатель и драматург Леонид Максимович Леонов. Он прожил очень долгую жизнь и с молодости был причислен к классикам. Уже в первом издании «Большой советской энциклопедии» содержится статья о нем и его творчестве. Академик Д. С. Лихачев называл его «умнейшим мужем России».

Л. М. Леонов. 1928 г.

Литературная деятельность Леонова началась со стихов и театральных рецензий. С 15 лет он публиковался в архангельской газете «Северное утро», где был редактором его отец, находящийся там в ссылке.

В Гражданскую войну Леониду Максимовичу довелось повоевать и на стороне белых, и на стороне красных, но он всегда подчеркивал, что в армию крестьян и рабочих пошел по своей собственной воле, а в Белую армию попал по призыву. В армейской печати публиковался под псевдонимом Лапоть и Максим Лаптев. Широкую известность получил в 1924 году, когда на страницах журнала «Красная новь» появился его роман «Барсуки», который высоко оценил Максим Горький.

В 1927 году принял участие в литературном эксперименте — коллективном написании романа-детектива «Большие пожары». У каждой главы произведения, публиковавшегося в журнале «Огонек», был свой автор, среди которых фигурировали А. Грин и И. Бабель, К. Федин, М. Зощенко.
В 1928 году МХАТ поставил пьесу Леонова «Унтиловск» (по его же повести), в которой шла речь о беспросветной тоске жизни, о людях, обреченных жить в бездорожье ссыльных мест, звучали чеховские и горьковские интонации. После премьеры Станиславский поблагодарил писателя от лица актеров за «первую настоящую пьесу, где актер может показать свое искусство», но довольно скоро спектакль сняли с репертуара по политическим мотивам.

В 1930-1940-х годах Леонов выступал в основном как драматург: им написаны пьесы «Половчанские сады», «Волк», «Метель», «Обыкновенный человек».
Сцена из спектакля «Обыкновенный человек» Ленинградского театра комедии. Кира — К.Я.Гурецкая, Параша — Т.А.Нагаева. Режиссеры— П.К.Вейсбрем, Л.К.Колесов. 1946 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Сыроварова к спектаклю «Метель» Ленинградского драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской. 1969 г. Художник А.Б.Григорьянц. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля «Унтиловск» Театра драмы им. А.С.Пушкина. Редкозубов — С.И.Паршин. Режиссер — Н.М.Шейко. 1978 г. Из фондов Александринского театра.
Первым откликом Леонова на Великую Отечественную войну годов явилась пьеса «Нашествие», за которой последовали пьеса «Ленушка» и повесть «Взятие Великошумска». После окончания войны писатель приступил к созданию романа «Русский лес» — своего крупнейшего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности.
Сцена из спектакля «Нашествие» Театра драмы им. А.С.Пушкина. Таланова — Н.С.Рашевская, Демидьевна — Е.П.Корчагина-Александровская. Режиссеры — Л.С.Вивьен, Б.М.Петровых. 1943 г. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюмов к спектаклю «Нашествие» Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 1943 г. Художник И.Н.Вускович. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля «Приглашение к жизни» по роману «Русский лес» Театра драмы им. А.С.Пушкина. Вихров — А.Ф.Борисов, Поля — О.Н.Калмыкова. Режиссер — И.С.Ольшвангер. 1976 г. Из фондов Александринского театра.
Сцена из спектакля «Живая вода» по роману «Русский лес» Ленинградского драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Вихров — М.Д.Ладыгин, Поля — А.Б.Фрейндлих. Режиссер — И.С.Ольшвангер. 1959 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Более сорока лет Леонов работал над сложным богоискательским романом «Пирамида», который остался незаконченным и был издан в 1994 году — вскоре после смерти Леонова. Этот роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В нем с особой отчетливостью проявилось стремление совместить научную картину мира с теологической, воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, «где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа».




Несмотря на признание и почести, окружавшие Леонова, официально он никогда не состоял в рядах коммунистической партии. Некоторые его произведения подверглись разгрому и были запрещены. Такая участь, например, постигла пьесы «Метель» и «Золотая карета». В первой упоминались репрессии, а во второй — замалчиваемая советскими пропагандистами трагедия в Бабьем Яре.

В советской литературе Леонова считали представителем социалистического реализма, в настоящее время считают продолжателем традиций русской литературы. Его творчество — яркий пример того, что настоящий талант может быть шире своего времени и эпохи в целом.



Премьера спектакля «Страх»

31 мая
1931 г.
31 мая 1931 года на сцене Ленинградского драматического театра состоялась премьера спектакля «Страх» по пьесе А. Н. Афиногенова в постановке Н. В. Петрова и в оформлении Н. П. Акимова.
Олеша, Ю. Ни дня без строчки. Санкт-Петербург, 2015. С. 859

Афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

«Колоссальная заслуга Афиногенова в том, что он написал пьесу, которая имеет большой успех у широкого советского зрителя... ˂…˃ "Страх" открыл советскую публику в широком смысле. И это завидная удача…» — писал Юрий Олеша о пьесе Александра Афиногенова*.

Произведение давалось Афиногенову нелегко, но как только он перестал мыслить театральными категориями и стал обдумывать подлинно жизненные вопросы и действительных людей — сразу работа сдвинулась.
В пьесе речь идет о деятельности сотрудников Института физиологических стимулов, которые занимаются формированием «нового человека» (идея по тем временам крайне популярная). В Институте идет борьба между учеными старой школы и «выдвиженцами», присланными по партийной разнарядке. Местом генерального сражения сил добра и зла стала Лаборатория людского поведения, когда профессор Бородин (многие исследователи утверждают, что это прообраз Ивана Петровича Павлова), делая доклад по итогам исследований, утверждает, что поведение большинства советских людей определяет страх.

Конечно, в конце концов выяснится, что это все влияние контрреволюционных элементов и профессору дадут отпор...
Премьера в Ленинградском государственном академическом театре драмы состоялась 31 мая 1931 года. Автор волновался отчаянно, испытывал самый настоящий страх с тошнотой, желудочными коликами и затрудненным дыханием. Театру же пришлось держать оборону еще при обсуждении пьесы. Говорили, что скучно, сухо, непонятно, растянуто, рабочий зритель идет отдохнуть, а тут…

В результате сошлись на том, что массовый зритель настолько культурно и политически вырос, что ему никакой «Страх» не страшен. Спектакль в Госдраме был поставлен Николаем Васильевичем Петровым. Профессора Бородина играл гениальный Илларион Николаевич Певцов. Он отнесся к своему персонажу серьезно и доклад в его исполнении превратился в политическую речь: «Восемьдесят процентов всех обследованных живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин — насильственной коллективизации, советский работник — непрерывных чисток, партийный работник боится обвинений в уклоне, научный работник — обвинения в идеализме, технический работник — обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха. ˂…˃ Остальные

Портрет И.Н. Певцова в роли Бородина. Художник А.В.Фонвизин. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

двадцать процентов обследуемых — это рабочие-выдвиженцы, им нечего бояться, они хозяева страны, они входят в учреждения и в науку с гордым лицом и стуча сапогами… Уничтожьте страх, и вы увидите, какой богатой жизнью расцветет страна!»

Е. П. Корчагина-Александровская в роли Клары Спасовой. Из фондов Александринского театра.

Зал замирал. Оппонентом Бородину выступала старая большевичка Клара Спасова, которую играла Екатерина Павловна Корчагина-Александровская. Выбор ее на эту роль был не случен, ибо только она, по мнению режиссера, благодаря своей сердечности, могла превратить политические сентенции в непосредственные переживания зрителей.

И зал делился на две части, одна аплодировала Певцову, другая — Корчагиной-Александровской. Когда на одном из спектаклей перевес дуэли актеров был на стороне Певцова, над спектаклем повисла угроза запрета. В результате первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров специально приезжал к началу дискуссии и внимательно следил за настроением зала.

Спектакль «Страх» шел на сцене Акдрамы почти год и последний раз был сыгран 21 марта 1932 года.
В.А. Усачева в роли Валентины. Из фондов Александринского театра.
К.С. Матросов в роли Боброва. Из фондов Александринского театра.
В.А. Гущин в роли Молчаливого члена президиума. Из фондов Александринского театра.
О.В. Смирнова-Муравская в роли Наташи. Из фондов Александринского театра.
Статьи о спектаклях Александринского театра. 1931. Январь-июнь. С. 16-21.
Статьи о спектаклях Александринского театра. 1931. Июль-декабрь. С. 23-26.
Статьи о спектаклях Александринского театра. 1932. Январь-май. С. 3-6.