ПРЕМЬЕРА оперы «соловей»
30 мая
1918 г.
30 мая 1918 года на сцене Мариинского театра режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд представил премьеру оперы Игоря Федоровича Стравинского «Соловей».

Программка спектакля. Из фондов СПбГТБ.

Впервые опера увидела свет на сцене Гранд-Опера в Париже в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Художником тогда выступил друг Стравинского Александр Бенуа. Однако тогда уже эмигрировавший композитор мечтал, чтобы его опера оказалась и на отечественной сцене. Поэтому, когда возник замысел постановки в Мариинском театре, Стравинский сразу одобрил кандидатуру Мейерхольда в качестве режиссера своей оперы. Спектакль планировалось показать в сезон 1915-1916 гг., но в связи с историческими потрясениями в стране замысел пришлось отложить.


Либретто, основанное на одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена, рассказывало историю о китайском Императоре, который узнал, что самое прекрасное, что есть в его царстве – это песнь лесного соловья. Император распоряжается доставить птицу ко двору. Однако после того, как он получает в дар механическую птицу, украшенную драгоценными камнями, его интерес к живому соловью ослабевает, и тот возвращается в лес. Но механический соловей ломается в самый неподходящий момент. Император смертельно заболевает, и только возвращение живого Соловья и его настоящая песня спасает Императора от смерти.
Спектакль, который должен был войти в постоянный репертуар театра, был показан лишь единожды и не продолжил своего существования. Критика практически не отреагировала на него, а те немногочисленные рецензии, что остались, отражают в большей степени его негативные стороны.
Эскиз декорации III акта. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Считалось, что постановка получилась неудачной. Возможно поэтому исследователи творчества Мейерхольда на многие годы забыли про неё, хотя именно этот спектакль стал связующим звеном между двумя важнейшими этапами творчества Мейерхольда: до- и послереволюционным. К тому же эта постановка стала последним сотрудничеством Мейерхольда с художником Александром Яковлевичем Головиным, кульминацией их совместных творческих поисков.

Сценическая концепция режиссера и художника в «Соловье» сочетала в себе элементы, напоминающие будущие конструктивистские декорации, и роскошное использование мотивов и стилевых традиционных приемов китайского народного искусства (так называемое, шинуазри).

Как и в предыдущих оперных постановках, Мейерхольд оставил неизменными музыкальный и словесный тексты оперы. Вместе с Головиным Мейерхольд стремился создать иллюзорные декорации в соответствии с авторскими ремарками.

«Дедраматизация оперы Стравинского и превращение ее в костюмированное музыкальное действо стало ведущим мотивом мейерхольдовской постановки».*

Эскиз костюма Третьего японского посла. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.

Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Ленинград. 1989. С. 263.
См.: Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Ленинград. 1989. С. 264.
Эскиз костюма Бонзы. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма тенора из мужского хора. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюмов Первого и Второго японских послов. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма Придворного лакея. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Мейерхольд заострил до предела условность представления. Он вывел на сцену часть действующих лиц, демонстративно подчеркивающих своим поведением полную отрешенность от тех событий, в которых они по сюжету должны принимать участие. Облаченные в пышные китайские костюмы, они, сидя на скамеечках, пели якобы по нотам, разложенным на пюпитрах, а вместо них действовали фигуранты. Режиссер таким форсированным приемом добивался эффекта сверхкостюмированной концертности.*
Эскиз костюма Императора. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма Рыбака (поющего). Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма Рыбака (не поющего). Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма Смерти (не поющей). Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
На сцене происходило «раздвоение» целого ряда действующих лиц на дублирующие друг друга персонажи. Рыбак, Смерть и Соловей сидят на авансцене перед пюпитрами и поют свои партии, не двигаясь с места. А за них двигаются (уже не произнося ни звука) другие актеры.
Эскиз костюма придворного тенора. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма Соловья (поющего). Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма Камергера. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз костюма для массовки. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Мейерхольд разделил персонажей на голос и тело. При этом он не стремится скрыть разницу между музыкой и движением, а подчеркивает ее удвоением актеров. Актерский состав был разбит на три группы: поющие солисты, безмолвные мимы и хор. Главные роли Рыбака и Смерти были представлены певцом и молчащим актером, роль Соловья — певцом и парящей куклой.

Эскиз бутафорской шкатулки к опере. Художник А. Я. Головин. Из фондов СПбГМТМИ.

Отсутствие зрительского интереса и скучающие лица в зале, о которых писала критика, оказались не совсем справедливыми замечаниями.

В голодном, холодном военном Петрограде публика отнеслась далеко не безразлично к спектаклю, столь далекому от актуальных проблем современности. Накануне премьеры была устроена платная репетиция оперы, что, безусловно, говорит о большом интересе, проявленном петроградскими зрителями к новой постановке известного режиссера. Вот как, несколько иронично, сообщает об этом событии журнал «Театр и искусство» в разделе «Маленькая хроника»: «На платной генеральной репетиции оперы "Соловей" в Мариинском театре произошел инцидент, весьма характерный для "самоопределившихся" оркестрантов. Публика продолжительными аплодисментами требовала повторения балетного номера. Но, стоя строго на точке зрения восьмичасового рабочего дня, оркестр не пожелал бисировать, и музыканты демонстративно сложили ноты».*

«Для надлежащего восприятия "Соловья", — замечал в следующем номере журнала рецензент, — у нас нет теперь надлежащей психологической основы»*
Маленькая хроника // Театр и искусство. 1918. №18–19. С. 190.
Малков Н. «Соловей» Игоря Стравинского // Театр и искусство. 1918. №20–21. С. 213.
При всей кажущейся простоте приемов постановка Мейерхольда состояла из головокружительного набора противоречащих друг другу идей. Раздвоенные образы одновременно отсылают к иллюзионизму волшебной сказки и подчеркивают ее условность, ставят вопросы о природе, становятся мощной метафорой яростно меняющегося реального мира за пределами театра и взывают к спасительной силе искусства в условиях только что сменившейся власти.
Эскиз бутафории к опере. Художник М. П. Зандин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз бутафории к опере. Художник М. П. Зандин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз бутафории к опере. Художник М. П. Зандин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз бутафории к опере. Художник М. П. Зандин. Из фондов СПбГМТМИ.
Несколькими месяцами позже Мейерхольд ушел из Мариинского театра. Покидая его, режиссер навсегда сохранил непреодолимое влечение к опере. Он был преисполнен глубокой веры в свои неистраченные творческие силы, которые не замедлят проявить себя в музыкальном театре: «...и я покажу в другом месте, что я могу еще сделать».*
Цит. по: Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Ленинград. 1989. С. 264.
Эскиз растения в саду Императора. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз растения в саду Императора. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз растения в саду Императора. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
Эскиз растения в саду Императора. Художник А. Я. Головин. Из частной коллекции.
«Китайская шкатулка»: виртуальная выставка

Премьера спектакля «великий государь»

30 мая
1945 г.
30 мая 1945 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера яркого, глубоко патриотического спектакля «Великий государь» по пьесе Владимира Александровича Соловьева. Режиссерами постановки выступили Леонид Сергеевич Вивьен и Донат Исаакович Мечик. Художник — Владимир Владимирович Дмитриев, композитор — Владимир Владимирович Щербачёв.
Это был первый крупный новый спектакль, подготовленный после возвращения труппы из эвакуации. Творческая команда работала над постановкой с большим воодушевлением, спектакль имел грандиозный успех и прочно вошел в репертуар театра, уже в 1950 году состоялось юбилейное двухсотое представление пьесы. Все гастрольные показы спектакля сопровождались оглушительными овациями.
Постановка повествует о последних годах царствования Ивана IV Грозного, когда напряженная борьба с внешними врагами осложнялись внутренними неурядицами — заговорами родовитого боярства, интригами придворных клик, их борьбой за власть.


Историк и драматург Даниил Альшиц вспоминает: «Вокруг имени Ивана Грозного происходил в те годы настоящий ажиотаж. В романах, кинофильмах, театральных спектаклях, а также в учебниках и научных трудах его изображали в качестве „великого государя”. Именно так — „Великий государь” — называлась пьеса В. Соловьева, чуть ли не ежедневно шедшая на сцене Академического театра им. Пушкина».*

Н.К.Черкасов в роли Ивана Грозного. Художник М.С.Полярный. Из фондов СПбГМТМИ.

Альшиц Д. Начало самодержавия в России. Москва, 1988. С. 98.
Сложный и трудный образ царя Ивана Грозного, образ мужественного человека решительных действий, мятущегося между взятой им на себя исторической миссией и личными желаниями и склонностями убедительно, с проникновенной глубиной и смелым, вдохновенным размахом сыграл Николай Константинович Черкасов.
Н.К.Черкасов в роли Ивана Грозного. Из фондов Музея политической истории России.
Эскиз костюма Ивана Грозного. Художник В.В.Дмитриев.
Н.К.Черкасов в роли Ивана Грозного. Из фондов СПбГМТМИ.

Сцена из спектакля. Иван Грозный — Н.К.Черкасов, царевич Иван — Ю.В.Островский. Из фондов Александринского театра.

«Черкасов ходит по сцене большими шагами, движения его угловаты и ритмичны, внешний рисунок роли безукоризненно пластичен. Он бросает свой жезл, и жезл, раскачиваясь, впивается в пол. Он с силой гнет человека к земле, и зритель ощущает мускульное напряжение, подлинную силу. Он легко носит тяжелые и пышные одежды царя, но зритель ощущает их тяжесть. Нет, кажется, ни одной детали, ни одного нюанса, ни одного внешнего или внутреннего штриха, которые были бы забыты актером».*

Артист Валентин Иванович Янцат показал Василия Шуйского хитроумным политиком, человеком без чести и совести, не брезгующим никакими средствами для достижения своей цели. Самым опасным соперником Шуйского у царского трона являлся кравчий Борис Годунов. Образ этого умного и честолюбивого человека превосходно воссоздал артист Юрий Владимирович Толубеев. Детски наивный, безхитростный душевный мир седьмой жены царя Марии Нагой с грациозной непринужденностью сыграла артистка Галина Константиновна Инютина. Царевича Федора блестяще, очень тонко сыграл артист Александр Федорович Борисов.
Блейман М. «Великий государь» // Советское искусство. 1945. № 27. С. 3.
Молок А. И. «Великий государь»: Премьера в театре им. Пушкина // Смена. 1945. 2 июня.
Черкасов Н. К. Перед гастролями // Советское искусство. 1949. 11 июня (№ 24). С. 3.
Егоров И. «Великий государь» // Советская Латвия. 1950. 11 авг.

Премьера спектакля «русский вопрос»

30 мая
1947 г.

В апреле 1947 года в газете «Смена» появилась маленькая заметка о том, что в Театре драмы им. А. С. Пушкина готовится к постановке пьеса К. М. Симонова «Русский вопрос», «встретившая горячий отклик у советских читателей и зрителей».

Действительно пьеса шла во многих театрах страны, а Константин Симонов был награжден за нее Сталинской премией. Тема противостояния США и СССР, поднятая драматургом в произведении была актуальна в послевоенное время.

В пьесе шла речь об американском журналисте, которого обязывали и работодатели, и жизненная ситуация написать обличительную книгу о Советском Союзе, якобы желающем развязать войну с США. Главному герою предстояло сделать выбор между ложью за большие деньги и правдой, которая могла привести к потере работы и любимой девушки.
В Ленинграде в течение трех месяцев премьеры спектакля «Русский вопрос» прошли в трех театрах: БДТ им. М. Горького, Театре комедии и Театре драмы им. А. С. Пушкина. У зрителей и рецензентов была редкая возможность сравнить постановки и увидеть своеобразие работы актеров и режиссеров.

В Театре драмы им. А. С. Пушкина премьера состоялась 30 мая 1947 года. Режиссерами были Л. С. Вивьен и В. В. Эренберг, оформляла спектакль В. М. Ходасевич.
По мнению рецензентов, актеры тонко и точно раскрыли образы своих героев. В постановке участвовали: К. В. Скоробогатов (Макферсон), А. Н. Киреев (Гульд), А. Я. Ефимова (Джесси), И. И. Карпов (Престон). Особо было отмечено исполнение В. И. Янцатом главной роли Гарри Смита. Актер показал «человека большого обаяния и целеустремленности», много пережившего, в котором деловитость журналиста соединялась с «одухотворенностью, — может быть, с мечтательностью»*
Березарк И. Два спектакля // Смена. 1947. 6 июня
А.Н.Киреев в роли Гульда. Из фондов Александринского театра.
М.К.Екатерининский в роли Харди. Из фондов Александринского театра.
В.И.Янцат в роли Смита. Из фондов Александринского театра.
Б.Е.Жуковский в роли Мэрфи. Из фондов Александринского театра.
Вскоре после премьеры в Доме искусств было проведено многолюдное собрание на котором обсуждались все три постановки пьесы на сценах ленинградский театров. В жарких прениях выступали театральные критики С. Кара, С. Дрейден , А. Бурлаченко и постановщики спектаклей Н. Рашевская, Н. Акимов и Л. Вивьен. Много споров вызвала трактовка пьесы Н. Акимовым в Театре комедии: в спектакле была «более подчеркнута личная драма Джесси и Смита, недостаточно выявлено политическое значение пьесы».
Большая тема: Обсуждение трех спектаклей «Русского вопроса» // Смена. 1947. 11 июня