Премьера спектакля «великий государь»

30 мая
1945 г.
30 мая 1945 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера яркого, глубоко патриотического спектакля «Великий государь» по пьесе Владимира Александровича Соловьева. Режиссерами постановки выступили Леонид Сергеевич Вивьен и Донат Исаакович Мечик. Художник — Владимир Владимирович Дмитриев, композитор — Владимир Владимирович Щербачёв.
Это был первый крупный новый спектакль, подготовленный после возвращения труппы из эвакуации. Творческая команда работала над постановкой с большим воодушевлением, спектакль имел грандиозный успех и прочно вошел в репертуар театра, уже в 1950 году состоялось юбилейное двухсотое представление пьесы. Все гастрольные показы спектакля сопровождались оглушительными овациями.
Постановка повествует о последних годах царствования Ивана IV Грозного, когда напряженная борьба с внешними врагами осложнялись внутренними неурядицами — заговорами родовитого боярства, интригами придворных клик, их борьбой за власть.


Историк и драматург Даниил Альшиц вспоминает: «Вокруг имени Ивана Грозного происходил в те годы настоящий ажиотаж. В романах, кинофильмах, театральных спектаклях, а также в учебниках и научных трудах его изображали в качестве „великого государя”. Именно так — „Великий государь” — называлась пьеса В. Соловьева, чуть ли не ежедневно шедшая на сцене Академического театра им. Пушкина».*

Н.К.Черкасов в роли Ивана Грозного. Художник М.С.Полярный. Из фондов СПбГМТМИ.

Альшиц Д. Начало самодержавия в России. Москва, 1988. С. 98.
Сложный и трудный образ царя Ивана Грозного, образ мужественного человека решительных действий, мятущегося между взятой им на себя исторической миссией и личными желаниями и склонностями убедительно, с проникновенной глубиной и смелым, вдохновенным размахом сыграл Николай Константинович Черкасов.
Н.К.Черкасов в роли Ивана Грозного. Из фондов Музея политической истории России.
Эскиз костюма Ивана Грозного. Художник В.В.Дмитриев.
Н.К.Черкасов в роли Ивана Грозного. Из фондов СПбГМТМИ.

Сцена из спектакля. Иван Грозный — Н.К.Черкасов, царевич Иван — Ю.В.Островский. Из фондов Музея Александринского театра.

«Черкасов ходит по сцене большими шагами, движения его угловаты и ритмичны, внешний рисунок роли безукоризненно пластичен. Он бросает свой жезл, и жезл, раскачиваясь, впивается в пол. Он с силой гнет человека к земле, и зритель ощущает мускульное напряжение, подлинную силу. Он легко носит тяжелые и пышные одежды царя, но зритель ощущает их тяжесть. Нет, кажется, ни одной детали, ни одного нюанса, ни одного внешнего или внутреннего штриха, которые были бы забыты актером».*

Артист Валентин Иванович Янцат показал Василия Шуйского хитроумным политиком, человеком без чести и совести, не брезгующим никакими средствами для достижения своей цели. Самым опасным соперником Шуйского у царского трона являлся кравчий Борис Годунов. Образ этого умного и честолюбивого человека превосходно воссоздал артист Юрий Владимирович Толубеев. Детски наивный, безхитростный душевный мир седьмой жены царя Марии Нагой с грациозной непринужденностью сыграла артистка Галина Константиновна Инютина. Царевича Федора блестяще, очень тонко сыграл артист Александр Федорович Борисов.
Блейман М. «Великий государь» // Советское искусство. 1945. № 27. С. 3.
Молок А. И. «Великий государь»: Премьера в театре им. Пушкина // Смена. 1945. 2 июня.
Черкасов Н. К. Перед гастролями // Советское искусство. 1949. 11 июня (№ 24). С. 3.
Егоров И. «Великий государь» // Советская Латвия. 1950. 11 авг.

Премьера спектакля «русский вопрос»

30 мая
1947 г.

В апреле 1947 года в газете «Смена» появилась маленькая заметка о том, что в Театре драмы им. А. С. Пушкина готовится к постановке пьеса К. М. Симонова «Русский вопрос», «встретившая горячий отклик у советских читателей и зрителей».

Действительно пьеса шла во многих театрах страны, а Константин Симонов был награжден за нее Сталинской премией. Тема противостояния США и СССР, поднятая драматургом в произведении была актуальна в послевоенное время.

В пьесе шла речь об американском журналисте, которого обязывали и работодатели, и жизненная ситуация написать обличительную книгу о Советском Союзе, якобы желающем развязать войну с США. Главному герою предстояло сделать выбор между ложью за большие деньги и правдой, которая могла привести к потере работы и любимой девушки.
В Ленинграде в течение трех месяцев премьеры спектакля «Русский вопрос» прошли в трех театрах: БДТ им. М. Горького, Театре комедии и Театре драмы им. А. С. Пушкина. У зрителей и рецензентов была редкая возможность сравнить постановки и увидеть своеобразие работы актеров и режиссеров.

В Театре драмы им. А. С. Пушкина премьера состоялась 30 мая 1947 года. Режиссерами были Л. С. Вивьен и В. В. Эренберг, оформляла спектакль В. М. Ходасевич.
По мнению рецензентов, актеры тонко и точно раскрыли образы своих героев. В постановке участвовали: К. В. Скоробогатов (Макферсон), А. Н. Киреев (Гульд), А. Я. Ефимова (Джесси), И. И. Карпов (Престон). Особо было отмечено исполнение В. И. Янцатом главной роли Гарри Смита. Актер показал «человека большого обаяния и целеустремленности», много пережившего, в котором деловитость журналиста соединялась с «одухотворенностью, — может быть, с мечтательностью»*
Березарк И. Два спектакля // Смена. 1947. 6 июня
А.Н.Киреев в роли Гульда. Из фондов Александринского театра.
М.К.Екатерининский в роли Харди. Из фондов Александринского театра.
В.И.Янцат в роли Смита. Из фондов Александринского театра.
Б.Е.Жуковский в роли Мэрфи. Из фондов Александринского театра.
Вскоре после премьеры в Доме искусств было проведено многолюдное собрание на котором обсуждались все три постановки пьесы на сценах ленинградский театров. В жарких прениях выступали театральные критики С. Кара, С. Дрейден , А. Бурлаченко и постановщики спектаклей Н. Рашевская, Н. Акимов и Л. Вивьен. Много споров вызвала трактовка пьесы Н. Акимовым в Театре комедии: в спектакле была «более подчеркнута личная драма Джесси и Смита, недостаточно выявлено политическое значение пьесы».
Большая тема: Обсуждение трех спектаклей «Русского вопроса» // Смена. 1947. 11 июня