5 ноября 1942 года в Театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука, которую сам драматург оценивал как лучшее произведение в своем творческом багаже.
Пьеса была опубликована в центральной газете «Правда» в разгар ожесточенных боёв за Сталинград — в августе 1942 года.
Её сюжет построен на противостоянии двух поколений командиров: старшего, сформировавшегося в условиях Гражданской войны и воюющего по старинке, и молодого, выросшего в боях Отечественной войны.
Резкая критическая направленность пьесы, призванная обличить причины военных неудач Красной Армии, вызвала волнение в массах и возмущение в среде высшего командного состава. Растиражированная двумястами тысячами брошюр она направлялась политотделами фронтов в сражающиеся армии, дивизии и полки.
Актуальность темы обеспечила пьесе мгновенную реакцию театров — череду постановок от Москвы до Еревана и Барнаула. Не остался в стороне и Театр драмы им. А. С. Пушкина. Премьера состоялась в Новосибирске, где театр находился в эвакуации.
Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.
Спектакль был поставлен всего за месяц (режиссеры В. П. Кожич и А. Н. Даусон). В силу нехватки времени сценографией занимались сразу три художника: М. А. Григорьев, А. И. Константиновский и К. Б. Кустодиев. Музыкальным оформлением спектакля служили военные марши, звучавшие перед началом спектакля, в антрактах и в финале. По свидетельству М. А. Григорьева, на премьере было столько генералов, что рябило в глазах.
Эскиз декорации. Художник А. И. Константиновский. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации. Художник А. И. Константиновский. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Главного героя пьесы — командующего фронтом Ивана Горлова — играл Борис Алексеевич Жуковский. В его исполнении самовлюбленный эгоист и невежда был почти фарсовым персонажем, без какой-либо надежды на изменения.
Положительные герои — антагонисты Горлова — выглядели как олицетворение идеального бойца. Спектакль был прост и прямолинеен. Ему не хватало жизненной правды и психологизма. Возможно, это было следствием отчаянной спешки, в которой он создавался.
Но хотя постановку сложно отнести к числу художественных вершин театра, трудно переоценить значение и своевременность её романтическо-героического звучания осенью 1942 года.
Б.Е. Жуковский в роли Ивана Горлова. Из фондов Александринского театра.
К. И. Адашевский в роли Удивительного. Из фондов Александринского театра.
Л. В. Городецкий в роли Орлика. Из фондов Александринского театра.
Т. И. Алешина в роли Маруси. Из фондов Александринского театра.
В. Э. Крюгер в роли Огнева. Из фондов Александринского театра.