Указ «Об объявлении одного столоначальника в Конторе С.-Петербургских театров»
7 ноября
1837 г.
«Dura lex, sed lex»
(«Закон суров, но это — закон»)
Вспоминая историю театральной жизни Российской Империи, невозможно не подчеркнуть то внимание, которое уделялось Императором и высшими чиновниками к организации управления театрами.
Примером может служить один из указов, принятый в ноябре 1837 года — указ, касающийся перераспределения полномочий столоначальников (должностных лиц, возглавлявших так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений) Конторы театров: именной указ, объявленный Министром юстиции Дмитрием Васильевичем Дашковым №10673 от 7 ноября 1837 года «О имении в Конторе С. Петербургских театров вместо двух Столоначальников одного по репертуарной и хозяйственной частями»

«Г. Министр Императорского двора [Светлейший князь Петр Михайлович Волконский] (отношением от 1 сего Ноября сообщил мне, что Государь император [Николай I], по докладу его представлении Директора Императорских С. Петербургских Театров [Александра Михайловича Гедеонова], Высочайше повелеть соизволил: вместо положенных по штату 1 октября 1829 года (3206), в Конторе сих Театров, двух Столоначальников, иметь одного по репертуарной и хозяйственной частям. С жалованьем по тысячи рублей и столовыми по тысячи рублей».*



Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2: (1825‒1881). СПб., 1838. Т. 12: 1837. №10673. С. 864.

Открытие
Малого театра на Фонтанке
7 ноября
1879 г.
Здание театра на Фонтанке (сегодня БДТ имени Г. А. Товстоногова) было построено в 1876–1878 годах по проекту архитектора Людвига Фонтана на земельном участке, принадлежавшем графу Антону Степановичу Апраксину, потомку знаменитого рода и одному из первых воздухоплавателей.

Граф Антон Степанович Апраксин. Художник М. Конради. 1847 г. Из фондов Государственного Эрмитажа.

В 1879 году дом арендовала Дирекция Императорских театров, где 7 ноября этого же года открылся Малый театр.

Интерьер театрального зала включал партер, амфитеатр, балконы бельэтажа и второго яруса, три яруса лож и галерею.

«Зрительный зал, с изящно убранными ложами, представляет удачные формы и размеры в акустическом (слуховом) отношении, и строитель, очевидно, соображался с примером Михайловского театра до перестройки его».* Всего было около 1400 мест.

Спектакль в день открытия представлял собой сборную постановку, в которой участвовали артисты Императорских театров. В течение двух сезонов театр работал как филиал Александринского театра, позже владевший зданием граф Апраксин предоставил сцену частным антрепризам.

Зодчий. 1880. № 1-12. С. 94.
Фонтанка у Чернышева моста. Открытка конца XIX в.
План зрительного зала Театра А. С. Суворина (Малого театра). Из фондов СПбГМТМИ.
В 1883 году поэт и театральный деятель П. И. Вейнберг устроил «образовательные» спектакли: «Эдип-царь» и «Антигона» Софокла, «О время!» Екатерины II.

Антрепренер А. Ф. Картавов организовал гастроли прославившейся на провинциальной сцене актрисы Елизаветы Николаевны Горевой («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и др.).

«Роль Адриенны Лекуврер <…> была положительно триумфом артистки. Не говоря про радушный прием, сделанный публикой при первом ее появлении на сцену, артистку вызывали за каждый монолог, за каждую сцену по несколько раз ».*

До 1895 года сцену занимала преимущественно французская и русская оперетта. Но играли и драматические труппы. Упоминая о публике, репортеры отмечали, что «на французской оперетке обыкновенно пустуют верхи и полон партер, а на драме случилось наоборот – полны были верхи и пустовал партер»*.


Е. Н. Горева в заглавной роли в спектакле «Мария Стюарт».

Из фондов Музея-заповедника П. И. Чайковского.

Малый театр г. Картавова. Гастроли Е. Н. Горевой // Театральный мирок. 1884. 13 окт. С. 3.
Петербург // Артист. 1889. № 3 (нояб.). С. 162).
Историк театра барон Н. В. Дризен вспоминал: «В Малом театре она [оперетта] доживала свои красочные дни: после этого началось ее падение. Еще гимназистом, тайком от родителей, бегал я смотреть разные Маскотты, Фатиницы и Корневильские колокола, великолепно разыгрывавшиеся Бельской, Родоном, Градовым-Соколовым, Давыдовым-Далидиным и др. В этой труппе начали свою артистическую карьеру баритон Чернов и известный Клеменьев, впоследствии перекочевавшие в Императорскую оперу. Там же я слышал первое представление "Цыганского барона", имевшего исключительный успех. Пел Давыдов-Далидин, и своею цыганской манерой петь сводил с ума петербургских психопаток».*
Дризен Н. В. Из театрального прошлого // Столица и усадьба. 1915. № 45. С. 19.
Элеонора Дузе. 1890-е гг. Из фондов Музея-заповедника П. И. Чайковского.
Сара Бернар. 1880 г. Из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Эрнесто Росси. Из фондов Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.
В разные годы в театре выступали знаменитые актеры и актрисы своего времени, в числе которых: Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар. Гастролировали труппа театра «Комеди Франсез» и английская драматическая труппа.

А. С. Суворин. Из фондов СПбГМТМИ.

С 1895 года в здании работал театр Литературно-артистического кружка, которым руководил издатель и драматург Алексей Сергеевич Суворин. Впоследствии театр стал называться Театр Литературно-художественного общества.

Петр Петрович Гнедич, писатель, драматург, заведующий художественной частью театра Литературно-артистического кружка, писал: «После долгих переговоров, пререканий, только в середине июня подписали условие с арендою на зиму Малого театра, что на Фонтанке. Я заказал декорации Аллегри. По моему эскизу он написал с Ламбиным передний занавес: развалины античного храма. Все заросло цветами и плющом; разбитый Аполлон валяется среди роз. Пред храмом поставлен новый жертвенник, и молодой огонек зажегся на нем. Золотые лучи утренней зари играют на колоннах и архитраве. На жертвеннике надпись: "1895 год". Даль затянута предутренним туманом».*

В 1901 году театр сгорел, но к сезону 1902–1903 гг. здание было восстановлено и торжественно освящено.

Гнедич П. П. Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918 : мемуары. Москва. 2000. С. 204.
. Здание Театра А. С. Суворина (Малого театра). Фото на почтовой карточке. Из фондов СПбГМТМИ.
БДТ им. Г. А. Товстоногова. Современное фото.
Малый театр г. Картавова. Гастроли Е. Н. Горевой // Театральный мирок. 1884. 13 окт. С. 3.