Становление актрисы Комиссаржевской происходило в эпоху зарождения новых направлений сценического искусства. Ее имя связывают с модернистскими исканиями в отечественном театре. Г. В. Титова полагала, что «связь <…> Комиссаржевской с модерном была глубинной, органической, отчего актриса могла ее и не осознавать», «а ее сценический стиль чем дальше, тем больше сближался с выразительными средствами модерна».
*В творчестве Комиссаржевской, равно как и в ней самой, отражался дух беспокойного времени большого перелома, когда разрушались былые идеалы, одни ценности сменялись другими, возникала жажда перемен и борьбы за них. Комиссаржевская была кумиром прогрессивной молодежи, ее «солнцем».
На подмостках Александринского театра актриса оказалась в 1896 г. До этого знаменательного события она недолго училась у актера В. Н. Давыдова, занималась у своего отца (оперного певца Ф. П. Комиссаржевского) в классе при Обществе искусства и литературы, где участвовала в постановках К. С. Станиславского и была его партнершей, затем, последовала череда успешных выступлений в антрепризах Н. Н. Синельникова (Новочеркасск), П. А. Струйской (Ораниенбаум-Озерки), К. Н. Незлобина (Вильно).