Александр Александрович Яблочкин
16 ноября
1821 г.
«Яблочкин был первым крупным режиссером в русском театре»
- В. И. Немирович-Данченко -
16 ноября 1821 года родился Александр Александрович Яблочкин — режиссер, показавший необходимость и значимость этой профессии в театральном деле.
Представителя старейшей актерской династии Яблочкиных с детства готовили к музыкальной карьере, но друг семьи композитор А. Ф. Львов, возглавлявший Придворную певческую капеллу, прослушав маленького Сашу сказал, что «робость никогда не дозволит [ему] как следует исполнить самое маленькое solo»*.
Для актерской карьеры, по мнению родных, у мальчика так же было мало данных. «Он картавый, вместо "л" говорит "рр", а вместо "ложка", "лук", как чухонец, произносит "ожка", "ук". Его прогонят и будут совершенно правы. Что вы хотите насолить Рафаилу Зотову и подсунуть второго Петрушку Каратыгина?».* И все же в Театральное училище десятилетний Саша поступил: сначала он обучался пению и игре на скрипке, а затем перешел в драматический класс.

В 1841 году выпускника взяли в Александринский театр «на роли по способностям, с употреблением и на выходы и в хор по всем труппам», позже он занял «амплуа комических молодых любовников»*.

Как актер он был не всегда убедителен: «Яблочкин иногда бывает хорош в ролях повес и франтов средней руки, но большею частью игра его слишком карикатурна».* Актерский талант Александра Александровича был более скромен, чем у его великих партнеров по сцене, но всё же он сыграл и Хлестакова в «Ревизоре», и Казарина в «Маскараде», и Озрика в «Гамлете», и Фамусова и даже Чацкого в «Горе от ума».

А. А. Яблочкин. Из фондов СПбГМТМИ.

Вольф А. И. Хроника петербургских театров : [ в 3 ч.] . Ч. 1 : Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета : с конца 1826 года до начала 1855 года. Санкт-Петербург : Тип. Р. Голике, 1877. С 153.
Ф-в. Характеристика современных артистов с. петербургских театров // Театральный и музыкальный вестник. 1859. № 20. С. 205.
Яблочкина А. А. 75 лет в театре. Москва: ВТО, 1960. С. 30.
Впрочем довольно скоро Александр Александрович отказался от актерской карьеры и всю свою огромную энергию направил в новое русло, поставив свой первый спектакль и доказав, как неожиданно по-новому может раскрыться талантливый человек. В 1846 г. в Тифлисе, куда Яблочкин был отправлен в составе группы актеров для организации там русского театра, он начинает заниматься режиссурой и сразу же делает успехи на этом поприще.

А. А. Яблочкин среди актеров Александринского театра. Л. Л. Леонидов, П. С. Степанов, К. Н. Полтавцев, А. Е. Мартынов, И. И. Сосницкий, А. А. Яблочкин, А. М. Максимов, С. Я. Марковецкий, Ф. А. Бурдин. Из фондов СПбГМТМИ.

В 1852 году Яблочкин вернулся в Петербург и стал штатным режиссером Александринского театра по драматической части. «С его именем впервые устанавливается большая самостоятельная власть режиссера. До него на режиссере сосредотачивались почти исключительно административные обязанности, актерам он мало помогал и в художественном отношении был занят только обстановочной частью».*
Немирович-Данченко В. И. С детства «театральная»: К 50-летию артистической деятельности А. А. Яблочкиной // Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие: в 2 т. Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма. Москва: Искусство, 1952. С. 366.

А. А. Яблочкин

«Собственно от Яблочкина пошли режиссеры. До него были не режиссеры, а разводящие по сцене. Все делали ведущие актеры, и если два "гения" поспорят из-за места, если один не захочет уступить другому, — появляется режиссер, от ума и такта которого зависит предотвратить грозу. Вообще режиссер больше нес административные обязанности, был тем, что сейчас называется в театре — "заведующий труппой и репертуаром"».*

Первый же поставленный Яблочкиным на Александринской сцене спектакль — «Русская свадьба в исходе XVI века» (1852) — обратил на себя внимание тем, что комедия П. П. Сухонина, лишенная сюжетного интереса, выразительных характеров, производила на сцене впечатление благодаря слаженности и разработанности постановки, эффектным группировкам, органическому включению в действие хора. Причастность режиссера к спектаклю стала вдруг явной для зрителя.

На 1860-70-е годы приходится расцвет деятельности Яблочкина как режиссера. Основные его успехи в этот период связаны с опереттой, которую именно он привил русской сцене и с постановкой исторических спектаклей. С 1869 г. он назначается главным режиссером русской драматической труппы театра.
Леонидов Л. М. Прошлое и настоящее : из воспоминаний. Москва : Издание Музея МХАТ СССР им. М. Горького, 1948. С. 29.
Особенно режиссер славился постановками массовых сцен, «которые обращал в живописные и характерные картины сценического представления, и постоянно заслуживал горячие аплодисменты и вызовы публики».* Наибольший успех получили его народные сцены в «Борисе Годунове» Мариинского театра в 1874 г. В течение двух лет Яблочкин работал над постановкой оперы М. П. Мусоргского по мотивам одноименной трагедии А. С. Пушкина: были тщательно подобраны костюмы и бутафория, декорации написаны специально для спектакля лучшими художниками — М. А. Шишковым и М. И. Бочаровым. «Он работал с каждым статистом отдельно, находя для каждого свое поведение, свою манеру, и затем составлял всю народную сцену; в больших сценах он не отказывался и от музыкальной четкости движения на сцене. Режиссер умел зажечь толпу, вдохнуть в нее жизнь. Он ведь был рисовальщиком и поэтому замечательно мизансценировал толпу на сцене, ярко и точно планировал отдельные группы, составлял из них одно целое».*
Яблочкина А. А. 75 лет в театре. Москва: ВТО, 1960. С. 47.
Пролог. Сцена у Новодевичьего монастыря оперы «Борис Годунов». Эскиз декорации художника М. А. Шишкова.
Сцена в корчме. Акт II оперы «Борис Годунов». Рисунок Н. С. Негадаева. Гравюра К. Вейермана.