Возобновление спектакля «чайка»
15 ноября
1902 г.
15 ноября 1902 года состоялось возобновление спектакля «Чайка» в Александринском театре, как отмечалось в прессе «после долгого антракта».
Всего лишь шесть лет назад пьеса А. П. Чехова первый раз была поставлена в Петербурге. К сожалению, по многим причинам, не нашла понимания у зрителей или, как принято было говорить, «провалилась».

Новую постановку осуществил Михаил Георгиевич Дарский, принятый в труппу театра в этом же году. Режиссер много и тщательно работал над спектаклем, подбирал актеров.

Так, пришлось искать замену на роль Нины, которую ранее исполняла В. Ф. Комиссаржевская. В результате утвердили актрису московского Малого театра Любовь Васильевна Селиванову.

Треплева в новой постановке играл Н. Н. Ходотов, который заменил Р. Б. Аполлонского. Остальные роли были распределены следующим образом: М. Г. Савина — Аркадина, И. М. Шувалов – Тригорин, Г. Г. Ге – Дорн, К. А. Варламов – Сорин, А. А. Санин – Шамраев.


Фрагмент программки. Из фондов Александринского театра.

Л. В. Селиванова в роли Нины Заречной. Из фондов Александринского театра.
Н. Н. Ходотов в роли Треплева. Из фондов Александринского театра.
Г. Г. Ге в роли Дорна. Из фондов Александринского театра.
К. А. Варламов в роли Сорина. Из фондов Александринского театра.
Оформляли спектакль Александр Степанович Янов и Пётр Борисович Ламбин. Как отмечал А. Р. Кугель, «декорации были прекрасны, расположение комнат, которое было самое "станиславское"».*
Кугель А. Р. (Homo novus) Александринский театр // Театр и искусство. 1902. № 48. С. 904.
Эскиз декорации. Задний занавес. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена из спектакля (декорации П. Б. Ламбина)
Определение «станиславское» указывало на приверженность М. Е. Дарского принципам работы Московского Художественного театра. По словам известного театроведа А. А. Чепурова: «"Реабилитация" "Чайки" задумывалась в контексте "освоения" и переосмысления стиля МХТ. Было бы неправильным считать, что здесь происходило какое-либо глубокое проникновение в складывающуюся систему "художественников". Нет, в спектакле 1902 года была предпринята попытка освоения лишь стиля, внешней стороны находок МХТ, стремление использовать отдельные их приемы».*
Чепуров А. А. «Чайка» в постановке М. Е. Дарского (1902) // А. П. Чехов и Александринский театр на рубеже XIX и XX веков. Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2006. С. 277.
Сцена из спектакля (декорации А. С. Янова). Из фондов Александринского театра.
Эскиз декорации. III акт. Художник А. С. Янов. Из фондов СПбГМТМИ.
«Чайка» 1902 года была принята зрителями и критиками и стала одной из первых крупных и значительных работ Дарского на сцене Александринского театра. После спектакля публика вызывала режиссера аплодисментами, а это было большой редкостью в те годы.

 «Режиссера!». Г-н Дарский раскланивается после представления «Чайки». Шарж.

Драма. Сезон 1902-1903 // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1902/1903. Санкт-Петербург, 1905. С. 41–42.
Кугель А. Р. (Homo novus) Александринский театр // Театр и искусство. 1902. № 48. С. 904.