Екатерина Семеновна
Семенова

18 ноября
1786 г.
«Семенова не имеет соперницы»
- А. С. Пушкин -
Екатерина Семенова почти четверть века была «единодержавной царицей трагической сцены» и осталась непревзойденной исполнительницей героических ролей в стихотворной трагедии.

«Трагические роли Семеновой были поистине одним из чудес искусства. В течении многих лет она держала зрителя... под гипнозом своего искусства. И публика, неискушенная в познании античной и библейской мифологии, поэзии Корнеля, Расина и Вольтера, все эти годы злободневным героиням самых чувствительных мелодрам предпочитала Камиллу, Гермиону, Клитемнестру, Федру, Эсфирь и Гофолию, если их играла Семенова».*

«Игра её, навсегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновения, все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствованно», — писал А. С. Пушкин о великой трагической актрисе.*

Портрет Е. С. Семеновой. Художник К. П. Брюллов.

Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 237.
Медведева И. Екатерина Семенова: Жизнь и творчество трагической актрисы. Москва, 1964. С. 5.
Варнеке Б. История русского театра XVII–XIX века: 3 изд. Москва; Ленинград, 1939. С. 136.
Чепуров А. А. Театр и драматургия первой четверти XIX века: Актерское искусство // История русского драматического театра: От его истоков до середины XX века. Москва, 2019. С. 107.

Е. С. Семенова. Неизвестный художник.

И хотя Пушкин считал, что «она образовалась сама собой», это было не совсем так. Семенову, рожденную крепостной от своего помещика, рано отдали в Театральное училище, где на нее сразу обратил внимание «зоркий на сценические таланты»* И. А. Дмитриевский. По окончании училища, она была принята в Русскую драматическую труппу, продолжив обучение искусству актерской игры и декламации у А. А. Шаховского, а в дальнейшем проходила свои лучшие роли с большим знатоком литературы и театра Н. И. Гнедичем.

«Е. С. Семенова обладала прекрасными сценическими данными, предназначившими ее первые роли в трагедиях и драмах. Её крупная величественная фигура, сравнимая с античными статуями, чистый, звучный, необычайно пластичный голос, способный передать тончайшие эмоциональные модуляции, выразительность жеста способствовали созданию масштабных образов».*

Начиная с исполнения ролей в сентиментальных пьесах, она постепенно определила свое амплуа трагической актрисы.
Первый успех пришел к ней после исполнения Зафиры в трагедии Я. Б. Княжнина «Росслав», а затем последовали легендарные роли в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Росина, Вольтера, Ф. Шиллера.
«Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней.»
- А. С. Пушкин -

Из фондов СПбГТБ.

6 мая 1815 года на сцене Малого (Деревянного) театра состоялась премьера трагедии Жана Расина «Ифигения в Авлиде» в переводе Михаила Евстафьевича Лобанова. «Исполнение было прекрасное!» — отмечал историограф русского театра Пимен Арапов.*

В спектакле были заняты ведущие актеры Императорской драматической труппы. Знаменитый трагик Алексей Семёнович Яковлев сыграл роль Агамемнона; молодой, но уже ярко проявивший свой талант Яков Григорьевич Брянский вышел в роли Ахилла; год назад впервые дебютировавшая юная Анна Матвеевна Степанова (будущая жена Брянского) была прелестной Ифигенией. Екатерина Семёновна Семенова блистательно исполнила Клитемнестру.

В основе сюжета пьесы использован древнегреческий миф о том, как царь
Агамемнон вынужден был принести в жертву собственную дочь, чтобы умилостивить богиню Артемиду.

Известен портрет Екатерины Семеновой в тунике и плаще, застегнутом на правом плече, работы Ореста Кипренского. Величественный облик и венец диадемы свидетельствуют о том, что перед нами царица.
Актриса была необыкновенно красива, черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи. Роли Клитемнестры посчастливилось по сравнению с другими ролями Семеновой: она получила самую обильную прессу.
По журнальным рецензиям критиков П. А. Плетнева, И. Б. Чеславского и других можно проследить все наиболее сильные сцены.*

Знаменитый переводчик «Илиады» Николай Гнедич, безнадежно влюбленный в актрису, писал: «Громкий плеск возвестил о ее выходе, — она остановилась в самой глубине сцены. Плеск наполнил театр; она стояла безмолвна и неподвижна; долго не могла начать; зрители, казалось, хотели наперед воздать любимице Мельпомены должную дань, будучи уверены, что она достойно им отплатит. Я не знаю ничего великолепнее для выхода, ничего живее и блистательнее для начала игры, как начало роли Клитемнестры; и на Русском театре я не видел ничего лучше, чем выход Семеновой в этой роли».*

Портрет Екатерины Семеновой в роли Клитемнестры. Художник О. А. Кипренский. 1815 г.

См., например : N N [Гнедич Н. И.] Письмо о переводе и представлении трагедии «Ифигения в Авлиде». СПб., 1815; Плетнев П. А. Драматическое искусство г-жи Семеновой // Соревнователь просвещения и благотворения. 1822. № 5; И.Ч. [Чеславский И. Б.] Замечания на игру г-жи Семеновой б. в трагедии «Ифигения в Авлиде» // Благонамеренный. 1822. Ч. 17. №6. С. 230. И.Ч. [Чеславский И. Б.] Замечания на игру г. Каратыгина в трагедии «Ифигения в Авлиде» // Благонамеренный. 1823. Ч. 23. № 17. С. 312; №18. С. 376.
Цит. по: Беньяш Р. Катерина Семенова. Ленинград, 1987. С. 152.

Е. С. Семенова в спектакле «Ифигения в Авлиде» Ж.-Б. Расина. Гравюра И. В. Ческого. 1837 г.

Семенова играла прежде всего не величественную царицу, а гордую и страдающую мать. Когда стражники уводили Ифигению на казнь, актриса «как бы невольно протянула руки и оставила их в бездействии; пальцы ее то сжимались, то разгибались, как будто искали предмета ее скорби. Сия немая игра отчаяния восхитила зрителей: все видели в ней живое изображение природы».*

А. С. Пушкин отмечал, что актриса «одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным<...> одушевила измеренные строки Лобанова».*

Огромное влияние на развитие таланта Екатерины Семеновны оказали гастроли знаменитой французской актрисы Жорж. Весь театральный Петербург следил с особым вниманием за ее выступлениями. Семенова тоже не пропускала ни одного спектакля с ее участием, а затем открыто вступила в состязание с ней: она выступила в той же роли Аменаиды из трагедии Вольтера «Танкред», что и француженка, покорившая петербургскую публику. В зале присутствовала сама Жорож, которая первая отдала дань таланту соперницы, и восторженные зрители единодушно признали Семенову «русской Жорож».
«Пристрастные толки и минутные жертвы, принесенные новости, прекратились, она осталась единодержавной царицей трагической сцены», — подвел итог этому состязанию двух великих актрис Пушкин.*
Пушкин А. С. Мои замечания об русском театре // Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 тт. Т. 6. Москва, 1962. С. 250.
Русская Талия на 1825 год. Санкт-Петербург, 1825. С. 426.

Борис Анатольевич
Горин-Горяйнов
18 ноября
1883 г.
18 ноября 1883 года родился Народный артист РСФСР Борис Анатольевич Горин-Горяйнов — артист, обладавший редким даром импровизации.

Б. А. Горин-Горяйнов. Из фондов Александринского театра.

Его отцом был известный в своё время актер Александринского театра Анатолий Михайлович Горяйнов, выступавший в первые годы на сцене под фамилией Горин. Позже Анатолий Михайлович прибавил к своей фамилии псевдоним, став Горин-Горяйновым. Его сын продолжил дело отца, прослужив в Александринском, позднее Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина, 33 года, оставаясь на протяжении всех этих лет одним из самых талантливых и заслуженных, одним из самых любимых зрителями актеров театра.

Не получив профессионального актерского образования, он в 18 лет вышел на театральные подмостки: учась на юридическом факультете Петербургского университета стал выступать на сценах Немецкого клуба и Василеостровского театра. Затем несколько лет Анатолий Михайлович набирал актерский опыт на провинциальных сценах, много гастролировал, служил в петербургском Новом театре Л. Б. Яворской и московском Театре Корша.

«Сочетание в одном лице большого таланта, образованности и огромной сценической практики сделало из Горин-Горяинова оригинального и сильного актера, обладавшего незаурядным культурным кругозором, что было в те времена большой редкостью».*
Малютин Я. О. Народный артист Б. А. Горин-Горяйнов // Малютин Я. О. Звезды и созвездия. Санкт-Петербург, 1996. С. 72.
В 1911 г. по рекомендации М. Г. Савиной Горин-Горяйнов дебютировал в Александринском театре, заявив о себе прежде всего как об актере, которому доступны самые разнообразные краски комедийной палитры.
Вскоре он сыграл Хлестакова, заменив Р. Б.  Аполлонского и снискав славу исполнителя, наиболее точно отображающего замысел автора. Этот персонаж был знаковым в судьбе артиста: именно в этой роли он впервые почувствовал зрительский успех, выучив ее и сыграв в 10 лет перед своими одноклассниками на любительской сцене саратовской гимназии. «Я был на седьмом небе, и это выступление оставило во мне на всю жизнь неизгладимый след»,— вспоминал Борис Анатольевич о начале своей «театральной карьеры».*

«В нем было, как говорится, все и все без прикрас. Его Хлестаков воспринимался и как фитюлька, и как тряпка, и как петербургский хлыщ, которого городничий мог принять за важного человека. Это был именно тот Хлестаков, который внушил городничему опасение, что может "разнести по всему свету историю". Это был человек без руля и без ветрил, меняющий в зависимости от обстоятельств характер своего поведения и даже собственный характер. Основное, что играл в Хлестакове Горин-Горяинов, — это обезличенность, отсутствие личной определенности. Но самое замечательное, что это отсутствие становилось у него самой яркой чертой личности. Хлестаков принадлежал к вершине творчества актера и мог служить мерилом его огромного дарования, мастерства и трудолюбия».*

Б. А. Горин-Горяйнов в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор» Александринского театра. 1912 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Борис Анатольевич Горин-Горяйнов // Актеры и режиссеры. Театральная Россия : [автобиографии]. Москва : Современные проблемы, 1928. С. 290.
За время сценической деятельности на подмостках родного театра Б. А. Горин-Горяйновым была создана галерея театральных образов, неизменно отмеченных печатью высочайшего профессионализма, смелостью и оригинальностью замысла и тонкостью исполнения: Репетилов («Горе от ума»), Кочкарев («Женитьба»), Фигаро («Женитьба Фигаро»), Скапен («Проделки Скапена»), Казарин («Маскарад»), Цезарь («Цезарь и Клеопатра») и многие другие.
Б. А. Горин-Горяйнов и И. К. Де-Лазари. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов — Санчо Панса, Н. К. Черкасов — Дон-Кихот в спектакле «Дон-Кихот» Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1941 г. Из фондов Александринского театра..
Б. А. Горин-Горяйнов — Опочинин, Е. И. Тиме — Вера Сергеевна в спектакле «Другая жизнь» Александринского театра. 1916 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов— Счастливцев, Е. П. Корчагина-Александровская — Улита в спектакле «Лес» Ленинградского театра драмы. 1936 г. Из фондов Александринского театра.
Мастер сценического портрета с виртуозной техникой, он умел раскрыть всю неповторимость персонажа, осмысляя и приближая сценический образ к собственной художественной организации. «Владеть сценой» для Бориса Анатольевича — значило чувствовать себя естественно и непринужденно в каждой роли, в любой пьесе, быть «как дома».
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Михея Михеича Крутицкого в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Ленинградского театра драмы. 1933 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Князя Лиговского в спектакле «Два брата» Александирнского театра. 1915 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Пьера Массубра в спектакле «Мольба о жизни» Ленинградского театра драмы. 1935 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Ленинградского театра драмы. 1935 г. Из фондов Александринского театра.
«Каждое его появление на сцене вызывало радостную улыбку, контакт между ним и зрительным залом устанавливался очень быстро... Он был актер-выдумщик, он любил импровизировать, любил актерский трюк», — вспоминал о яркой индивидуальности артиста его друг и коллега Я. О. Малютин.* В статье, посвященной Горин-Горяинову, К. Н. Державин называет его артистом-«фантазистом».*
Малютин Я. О. Народный артист Б. А. Горин-Горяйнов // Малютин Я. О. Звезды и созвездия. Санкт-Петербург, 1996. С. 82.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Репетилова в спектакле «Горе от ума» Ленинградского театра драмы. 1928 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Александринского театра. 1913 г. Из фондов Александринского театра.
Б  А. Горин-Горяйнов в роли Александрова в спектакле «Живой труп» Александринского театра. 1911 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли графа Валерьяна Николаевича Любина в спектакле «Провинциалка» Александринского театра. 1915 г. Из фондов Александринского театра.

Б. А. Горин-Горяйнов на репетиции. Из фондов Александринского театра.

«Блистательный мастер "салонной" комедии, шутник и выдумщик, он неожиданно открывал себя как художника страстной драматической правды. От виртуозной непринужденности и импровизации он обращался к глубокому и смелому трагическому гротеску. Ему не нужно было искать неожиданные решения в каждой новой роли — неожиданностью оказывался он сам, со своей причудливой и торопливой речью, с интонациями и ударениями, которые никогда нельзя было предугадать».*

Большое место в жизни Горин-Горяинова занимала литературная деятельность — переводы французских пьес, сочинение книг, в которых он обнаружил незаурядный литературный талант. Его мемуары «Кулисы»* и «Актеры»*, написанные легким, ярким языком, представляют большую ценность не только для широкого круга читателей, интересующихся артистическим бытом, но и для театроведов. Работу «Мой театральный опыт»* можно рассматривать как книгу, обобщающую творческий путь большого художника. Интереснейшие картины прошлого русского театра нарисованы в романе Горин-Горяинова «Федор Волков»*, героем которого стал великий русский актер XVIII века. Борис Анатольевич начал работу и над другим историческим романом, посвященным творчеству одного из родоначальников русского драматического искусства — Ивану Дмитревскому, но закончить его помешала война...
Во время Великой Отечественной войны он отказался от эвакуации с театром в Новосибирск, оставался в блокадном Ленинграде, выступал в госпиталях, в спектаклях Блокадного театра, выпускал стенгазету, поддерживающую боевой дух ленинградцев, по воспоминаниям очевидцев, вел себя героически. «Умер Борис Анатольевич Горин-Горяйнов во фронтовом Ленинграде весной 1944 года и унёс с собой загадку своей удивительной актерской судьбы».*

Державин К. Н. Б. А. Горин-Горяинов // Рабочий и театр, 1933, № 13, с. 10.
Цимбал С. Л. Разные театральные времена. Ленинград, 1969. С. 9.
Горин-Горяйнов Б. А. Кулисы : [воспоминания]. Ленинград : Советский писатель, 1940. 277 с.
Горин-Горяйнов Б. А. Актеры : из воспоминаний. Ленинград ; Москва : Искусство, 1947. 153 с.
Горин-Горяйнов Б. А. Мой театральный опыт : [воспоминания и размышления актера]. Ленинград, 1939. 133 с.
Горин-Горяйнов Б. А. Федор Волков : роман-хроника. Ярославль, 1942. 465 с.