премьера спектакля
«Аристофан, или
Представление комедии „Всадники”»
19 ноября
1825 г.
«"Аристофан" может почесться лучшим произведением Шаховского»
- П. Н. Арапов -
19 ноября 1825 года на сцене Большого (Каменного) театра состоялся бенефис актрисы Екатерины Ивановны Ежовой. Зрителям была представлена новая пьеса Александра Александровича Шаховского «Аристофан, или Представление комедии „Всадники”» — «историческая комедия в древнем роде, в разномерных стихах греческого стопосложения, с прологом и интермедиями, пением, хорами и танцами».
Это был последний труд князя для Петербургского театра: в 1826 году он уволится со службы и переедет на жительство в Москву, где и проведет последние двадцать лет жизни, принимая активное участие в постановках новых пьес на сцене Московского театра и давая актерам полезные советы.

А. А. Шаховской задумал «Аристофана» задолго до того, как состоялась премьера спектакля. Сюжет был продиктован актуальным в те годы интересом к судьбе современной Греции и Античной культуре. В его основу легла история о том, как Аристофан, любя свое Отечество, сочинил комедию «Всадники», разоблачавшую грабительскую политику Клеона. Комедия была одобрена и принята театром для постановки, но ни один актер «не смел взять на себя ужасного всем лица Клеона; ни один художник не дерзал снять с него маски»*. И тогда сам поэт смело вышел на сцену... Этот древнегреческий сюжет показался А. А. Шаховскому достойным внимания.

А. А. Шаховской. 1819 г. Рисунок В. Баранова.

Пьеса Шаховского, написанная в новом для зрителей жанре «исторической комедии», получила признание публики — эксперимент драматурга оказался удачным. Античная обстановка спектакля, привычная для трагедии, в обрамлении музыки композитора К. А. Кавоса и хореографических сцен балетмейстера Ш. Дидло, впервые воссоздавалась в комедийном стиле.
Шаховской А. А. От сочинителя // Шаховской А. А. Аристофан, или Представление комедии "Всадники". Москва, 1828. С. 9.

Портрет Я. Г. Брянского. Неизвестный художник.

Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Современники часто обвиняли Александра Александровича в пристрастном отношении к собственным ученикам: они были его созданиями, его гордостью. Не удивительно, что в постановке пьесы были задействованы в основном воспитанники драматурга — замечательные актеры.

Яков Григорьевич Брянский — комический поэт Аристофан,— «исполнял свою роль прекрасно, отчетливо и с большою энергией произносил свои сильные монологи».*

В роли молодой афинянки Алкинои была «пластично прелестна»* Любовь Осиповна Дюрова. «Молодость, легкость и величавый стан, греческая красота, благородство, чистый и скорый выговор, выразительный взгляд, весёлость, хитрость прельщения, сила, насмешливость, глубокая чувствительность, и даже трагический жар»* — все эти качества были присущи Любови Осиповне так же, как и героине. Неслучайно П. Н. Арапов восторгался ею как актрисой.


Бобров Елисей Петрович исполнял роль Клеона. Истинное призвание актера открыл Шаховской, по совету которого Бобров занял амплуа, в котором состоялся как превосходный русский комик.

Иван Петрович Борецкий смог проявить свою непосредственную эмоциональность в роли Стратокла. О нем говорили: «хороший актер с талантом».

Роль комического поэта Антимаха досталась Ивану Ивановичу Сосницкому.

И наконец, Екатерина Ивановна Ежова, гражданская жена Шаховского, исполняла роль Ксантиппы, жены Сократа. Как актриса, Ежова была талантливой исполнительницей ролей комических старух, на которые перешла с субреток также по совету А. А. Шаховского.

Изысканность и достоверность сценической постановки поражало зрителей: богатые декорации представляли афинскую улицу, костюмы, сшитые специально для спектакля известным гардеробмейстером (костюмером) Императорских театров Керубино Бабини, были выполнены «по древним, греческим рисункам»*.

Портрет Е. П. Боброва. Рисунок В. Баранова.

Из фондов ГИМ.

«Великолепное зрелище, чудесные декорации, превосходная музыка, прелестные балеты и прекрасная игра актеров, в обеих столицах, много способствовали к успеху комедии», — с удовлетворением писал драматург в предисловии к публикации комедии в 1828 г.* Автор был с избытком вознагражден за свой долговременный труд: премьера постановки, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского и была оценена «людьми, понимающими высокое драматическое искусство»*.
Из фондов СПбГТБ
Из фондов СПбГТБ
Но после первого показа комедии в стране был объявлен траур по Александру I и театры прекратили работу на целый год. Пьесу возобновили в Петербурге, а затем показали в Москве только осенью 1826 г.
Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 384.