премьера спектакля «чудесный сплав»
22 ноября
1934 г.
22 ноября 1934 года на сцене Ленинградского театра драмы состоялась премьера спектакля «Чудесный сплав» по пьесе Владимира Михайловича Киршона.

Из фондов СПбГТБ

Действие постановки разворачивалось в научно-исследовательском институте авиационной промышленности. Группа молодых конструкторов занималась разработкой бериллиевого сплава, предназначенного для советского авиастроения. При этом «Чудесный сплав» — это комедия положений, по большому счету, советский ситком.

Успех пьесы в которой тема преобладала над интригой, в которой «никто никого не убивает, не обнаруживается ни одного заговора, не вскрыт ни один "вредитель", никто не погибает… и даже не выходит замуж»*, объяснялся желанием зрителей увидеть на сцене современника, окунуться в его бытовые печали и радости, услышать яркий и выразительный язык персонажей, «далекий от штампов "комсомольского" языка»*, которым были написаны большинство произведений о молодежи.

Комедия на современную тему сразу стала активно ставиться на многих профессиональных и любительских сценах страны. Пьеса настолько была востребована, что в 1935 году вышла отдельным изданием в популярной серии «Театральный репертуар» Библиотеки журнала «Колхозный театр» с подробными режиссерскими комментариями художественного руководителя Московского театра Сатиры Николая Михайловича Горчакова.
Киршон В. М. Чудесный сплав : Комедия в 3 актах / Перераб. автором для колхозного театра ; Режиссерский коммент. Н. Горчакова. — Москва : Издательство ЦК ВКП(б) «Крестьянская газета», 1935. — 66 с. — Библиотека журнала «Колхозный театр». Серия Театрального репертуара. 1935. Вып. 1.
Режиссером была подробно разобрана пьеса, образы главных действующих лиц, проанализированы особенности стиля, даны практические советы как ставить комедию, как работать с актерами, прорисованы мизансцены. Николаем Михайловичем Гориным были написаны рекомендации по оформлению постановки, гриму, костюмам персонажей, детально разработан и нарисован сценический интерьера, бутафория. Завершала издание статья композитора Николая Петровича Чаплыгина о музыкальном оформлении спектакля.
Киршон В. М. Чудесный сплав : Комедия в 3 актах. — Москва, 1935. — C. 41. — Библиотека журнала «Колхозный театр». Серия Театрального репертуара. 1935. Вып. 1.
Рекомендации по оформлению 1-го и 3-го акта постановки пьесы «Чудесный сплав».Художник Н. М. Горин.
Рекомендации по оформлению 2-го акта постановки пьесы «Чудесный сплав». Художник Н. М. Горин.
Спектакль, поставленный режиссером Владимиром Платоновичем Кожичем на Малой сцене театра, являлся работой артистической молодежи Ленинградского театра драмы (Госдрамы). Критики задавались вопросом, зачем академическая сцена показала столь легковесное представление. Все эпизоды спектакля были забавны, носили именно обозренческий характер и должны были дать ощущение жизнерадостности и энергичности советской молодежи.

Комедию положений Кишона В. П. Кожич — «мастер тонкой психологической детали, мастер хорошего лирического темперамента» — попытался раскрыть как пьесу о любви и дружбе. Для воплощения своего режиссерского замысла он решился перестроить композицию произведения, изменил ритм, переставил акценты, даже «локализовал национальную характерность»: перенес действие в Украину — «в края вишневых садов, душистых лугов, сладкоголосых соловьев»...*

«Надо отдать должное режиссеру Кожичу и многим исполнителям. Они проявили и большой художественный такт и настоящую творческую выдумку, стремясь построить на материале пьесы … живые образы чудесной нашей молодежи» ,— отмечал С. Дрейден, несмотря на общий критический тон статьи.*

Н. К. Черкасов в роли Яна Двалии. Из фондов Александринского театра.

Дрейден С. «Чудесный сплав» и творческая программа Малой сцены Госдрамы // Рабочий и театр. 1934. С. 13.
Энергичного бригадира, активного организатора Гошу Филиппова исполнил В. В. Кабатченко. Типичного представителя комсомольца-активиста Костю Курицына — Г. Н. Осипенко, целеустремленную сибирячку Наташу — Л. А. Шмитд.

А. Ф. Борисов в роли Пети. Из фондов Александринского театра.

У хозяйственной, рассудительной Ирины, воплощенной на сцене Л. Я. Дубицкой, была «мягкость, теплота», а отрицательный персонаж пьесы позер Олег в исполнении В. И. Янцата выглядел не классовым врагом, а оступившимся другом.

Сдержанного эстонца Яна Двали, постоянно забавно перевирающего русские пословицы, играл Н. К. Черкасов.

Бесспорной удачей спектакля стало исполнение актером «исключительного актерского обаяния» Александром Федоровичем Борисовым роли Пети Горемыкина. В его трактовке молодой остроумный инженер-комсомолец был «настоящий, чудеснейший человек, милый друг, умный, находчивый, ласковый, теплый, уютный, сочетающий замечательную товарищескую "интимность" с подлинной масштабностью». Актер играл «с подкупающей мягкостью, с покоряющей легкостью, не акцентируя на "смешных словах"».*
В. И. Янцат в роли Олега. Из фондов Александринского театра.
Г.  К. Инютина в роли Тони. Из фондов Александринского театра.
Л. Я. Дубицкая в роли Ирины. Из фондов Александринского театра.
В. В. Кабатченко в роли Гоши. Из фондов Александринского театра.

Пригласительный билет-программа на спектакль «Чудесный сплав» Ленинградского театра драмы. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.