премьера спектакля «После БАЛА»
12 ОКТЯБРЯ
1934 г.
12 октября 1934 года в Большом драматическом театре им. М. Горького состоялась первая премьера нового сезона — спектакль по пьесе Н. Ф. Погодина «После бала».

Премьерная афиша. Из фондов СПбГМТМИ.

1930-е годы прошлого века — это время когда проводилась повсеместная коллективизация, целью которой было объединений личных хозяйств в коллективные. Люди не хотели идти в артели и коммуны, поэтому государством активно стала пропагандироваться счастливая жизнь в колхозах, а также борьба с единоличниками или кулаками.

Комедия «После бала» как раз и показывала жизнь колхозников, их будни и праздники, и как было принято говорить в те годы: «борьбу нового со старым» и «превращение мелких собственников в сознательных участников социалистического строительства»*, но только сквозь призму юмора.
Рафалович В. Большой драматический театр // Весна театральная. Ленинград, 1971. С. 80.
Плакат «Батраки и комсомольцы, на трактор!.. В ударные колонны весеннего сева!». 1931 г. Художник В. С. Сварог.
Плакат «Женщины в колхозах — большая сила». 1935 г. Художник В. С. Сварог.
Плакат «Иди в колхоз!». 1930 г. Художник Н. Б. Терпсихоров.
Плакат «Иди товарищ к нам в колхоз». 1930 г. Художник В. С. Кораблева.
Именно в такую борьбу и вступала главная героиня пьесы молодая девушка Маша. Эту роль — комсомолки, бригадира и в последующем председателя колхоза — играла Ольга Георгиевна Казико. Все рецензенты отмечали прекрасное исполнение роли. Критик Н. В. Туркин писал, что образ Маши, созданный актрисой, «приобрел черты подлинного лиризма и теплоты».*

Персонажей в пьесе достаточно много, однако, как отмечали и сами постановщики, и рецензенты, не все были так тщательно разработаны автором как образ Маши.

Почти все герои комедии выглядели на сцене бледными, скучными тенями, даже начальник политотдела Кременской — один из главных персонажей пьесы. По словам актера А. Ф. Мазаева, исполнявшего эту роль, Кременской представлялся ему энергичным и целеустремленным, и в тоже время скромным и чутким человеком, что не совпадало с концепцией автора пьесы.*

Интересен тот факт, что Погодин переписывал пьесу по просьбе Большого драматического театра. Изначально автор назвал комедию «Комета ЭМ» по псевдониму главной героини Маши, именно так она подписывала свои статьи в местной газете, разоблачавшие противников новой колхозной жизни. Когда в начале 1934 года Погодин ознакомил артистов с пьесой, то сильного впечатления она на них не произвела.

О. Г. Казико в роли Маши

Туркин Н. «После бала». Колхозная пьеса в Большом драматическом театре // Красная газета. 1934. 15 окт.
См.: Мазаев А. О Кременском // После бала: К премьере пьесы Н. Погодина «После бала». 12 октября 1934 г. Ленинград, 1934. С. 13.
Постановщик Сергей Морщихин писал, что в процессе работы требования к произведению так возросли, «что переговоры с автором приняли форму предложения о создании нового ″ленинградского варианта″ пьесы»*. Николай Погодин переписал комедию, она получила название «После бала», и труппа во главе с постановщиком С. А. Морщихиным и режиссером О. Г. Казико приступила к репетициям.
Морщихин С. Об основе постановочного замысла // После бала: К премьере пьесы Н. Погодина «После бала». 12 октября 1934 г. Ленинград, 1934. С. 8.

Макет декорации к спектаклю. Художник М. З. Левин.

Работа над постановкой протекала довольно быстро. Артисты выезжали в колхоз, где знакомились с жизнью и бытом сельских тружеников в новых условиях. В одну из поездок ими был организован настоящий бал для молодежи с концертом. К премьере спектакля БДТ им. М. Горького совместно с популярным журналом «Работница и крестьянка» организовали выставку на тему «Роль женщины в социалистическом переустройстве деревни».
А. И. Лариков в роли Деда Лагуты
В. К. Соболева в роли Людмилы
А. Ф. Мазаев в роли Кременского
Е. И. Александрова в роли Лизаветы

В. П. Полицеймако в роли Барашкина. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

В спектакле были заняты замечательные артисты театра. Роль Людмилы, ближайшей подруги Маши исполняла Валентина Константиновна Соболева.

Лизавету — Евгения Ивановна Александрова и Екатерина Владимировна Александровская. Аграфену Матвеевну, маму Маши, играла Софья Павловна Гринкова.

Бригадира и бывшего красноармейца Дудкина талантливо и с большой простотой исполнил Фёдор Иванович Акилов. Председателя Адама Петровича и счетовода Тимофеича — «враждебную группу, незаметно ведущую свою линию в колхозе»*, как писал С. А. Морщихин, играли соответственно Леонид Павлович Ткачев и Юрий Михайлович Свирин.

Барашкина — любителя «садов и фруктов, прибыль с которых идет не в общественный, а в личный его карман»*, с большим мастерством исполнил Виталий Павлович Полицеймако.

Морщихин С. Об основе постановочного замысла // После бала: К премьере пьесы Н. Погодина «После бала». 12 октября 1934 г. Ленинград, 1934. С. 9.
Л. П. Ткачев в роли Адама Петровича
Е. В. Александровская в роли Лизаветы
Р. П. Павлова в роли Евдокии
Ю. М. Свирин в роли Тимофеича
Спектакль понравился зрителям и получил много положительных откликов рецензентов, даже не смотря на некоторые недостатки пьесы Н. Ф. Погодина.

Однако, после премьеры, в газете «Смена» появилась эпиграмма писателя-сатирика А. М. Флита под названием «Для удобства публики…»:

Чтоб зрителя не утомлять напрасно,
Все сразу совершенно ясно;
Где друг сидит, где — злобный враг.
Как говорится, «пьеска — шаг»,
Но вот беда:
Не знаешь, собственно, куда…*

Пригласительный билет на премьеру спектакля на имя С. М. Кирова. Из фондов ГМИ Санкт-Петербурга.

Флит А. Для удобства публики.. «После бала» // Смена. 1934. 15 окт.
Статьи о спектаклях БДТ за 1934 год.