премьера спектакля «Бой-баба»

23 октября
1925 г.
#Театр «Комедия»
23 октября 1925 года ленинградский театр «Комедия» (бывший Театр С. Ф. Сабурова «Пассаж») открылся спектаклем «Бой-баба» по пьесе Викторьена Сарду и Эмиля Моро «Мадам Сан-Жен» в постановке Константина Павловича Хохлова.
Зарисовка сцены последнего акта спектакля Театра «Водевиль» (Париж). 1893 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Зарисовка сцены последнего акта спектакля Театра «Водевиль» (Париж). 1893 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Пьеса, впервые сыгранная в 27 октября 1893 г. на сцене Театра «Водевиль» в Париже, приобрела новое звучание. История бывшей прачки и ее мужа-солдата, принимавших участие в свержение старой монархи во время Великой Французской революции и ставших влиятельными лицами Наполеоновской империи, была близка и понятна современным зрителям. «Вся её соль заключается в том, что ни бывшая прачка — теперь герцогиня, ни её муж — маршал, не стыдятся своего "плебейского происхождения". Наоборот, они нисколько не кичатся своим новым званием, гордятся прошлым и наталкиваются, поэтому, на вражду к себе со стороны "родовых" аристократов».*
Терник Г. «Бой-баба»: возобновление в театре «Комедия» // Смена. 1926. 14 нояб.
Критики отмечали удачный выбор постановочного материала в сторону яркой театральности. На первый план выдвинулись интригующие сценические положения и острота текста, приветствуемые зрителями.

Перед премьерой состоялся общественный просмотр спектакля, после чего прошло заседание просмотровой комиссии, состоявшей из представителей общественных и государственных органов управления, а также корреспондентов. Собрание открыл докладом режиссёр постановки, объясняя свою трактовку пьесы: «Мы старались оттенить два мира: "Павлиньи перья" — дворцовый этикет, — и мир простых, здоровых людей, которые в конце концов побеждают и фальшивую, насквозь прогнившую, дворцовую камарилью, и, даже, самого "императора"».*

Выступавшие ораторы особо признавали замечательную игру Елены Маврикиевны Грановской, исполнившей главную роль, в том числе театровед Адриан Иванович Пиотровский отмечал: «С удовлетворением констатирую факт превращения традиционной мелодраматической пьесы в вполне приемлемую для советского зрителя комедию быта и народных нравов эпохи Наполеона; не могу обойти молчанием игру Е. М. Грановской, отрешившейся от салонных штампов и сумевшей создать тип подлинной женщины из народа».*

К. П. Хохлов, режиссер спектакля.

Общественный просмотр «Бой-бабы» // Рабочий и театр. 1925. № 43. С. 12.
При этом некоторые представители комиссии посчитали, что Степан Николаевич Надеждин слишком облагородил образ Наполеона, затушевав истинное лицо заурядного мещанина, носящего маску императора, а спектакль, в отличии от пьесы, недостаточно остро отражает сатиру и шарж комедии.
Н.С.Иванов в роли Рустана. Из фондов СПбГМТМИ.
С.Н.Надеждин в роли Наполеона. Из фондов СПбГМТМИ.
Е.М.Грановская в роли Катрин. Из фондов СПбГМТМИ.
Карикатура на артиста Я.И.Ауэра в роли Жасмена. Художник М. С. Полярный. Из фондов СПбГМТМИ.
Также нашлись критики, которые после премьеры признавали, что вместо буффонной комедии увидели историческую пьесу, легкость и искристость текста были утрачены, так режиссёр отяжелил спектакль. Осудили и слишком мрачное оформление Моисея Зеликовича Левина и Бориса Михайловича Эрбштейна, унылые черные и лиловые тона под мерцанием канделябров смотрелись достаточно зловеще, что для комедии, по их мнению, было неуместно.
Другие же критики считали, что произошла удачная реорганизация бывшего театра «Пассаж», и новый театр «Комедия» доказал свою жизнеспособность, а спектакль «Бой-баба» — сценически ценный и интересный.

Афиша спектакля, вошедшего в репертуар Театра сатиры и комедии. 1933 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Среди них оказался все тот же Адриан Иванович Пиотровский, еще раньше оценивший постановку после общественного просмотра:
«Первое и главное — это то, что вот впервые на сабуровских подмостках был показан спектакль, правда, не открывающий ничего нового, но честно, тщательно и талантливо учитывающий постановочный опыт современных больших, открывающих горизонты театров. В этом заслуга и режиссера Хохлова и художника Левина, принесших на эту пыльную сцену культуру новаторского театра».*

О популярности спектакля у зрителей говорит тот факт, что после слияния в 1930 г. Театра «Комедия» и Театра Сатиры, он остался в репертуаре обновленного коллектива.
Пиотровский А. Бой-баба // Жизнь искусства. 1925. № 44. С. 11.
Общественный просмотр «Бой-бабы» // Рабочий и театр. 1925. № 43. С. 12.
Пиотровский А. Бой-баба // Жизнь искусства. 1925. № 44. С. 11.