Премьера спектакля
«волшебная сказка»
26 октября
1898 г.
26 октября 1898 года на сцене Александринского театра состоялась премьера пьесы в 4 действиях Игнатия Николаевича Потапенко «Волшебная сказка».

И. Н. Потапенко

Автор пьесы родился в 1856 году в Херсонской губернии. Сначала воспитывался в духовном училище, затем в Одесской семинарии, по окончании которой поступил в Петербургский университет, но увлекшись музыкой и не окончив курса, он перевелся в консерваторию. Будущий драматург был человеком увлекающимся, с разносторонними вкусами.


Впервые его литературные способности читатели смогли оценить в 1881 году, когда был напечатан рассказ «Феденька». С этого момента Игнатий Николаевич посвящает себя писательскому делу. Он пишет много и печатается в крупных изданиях: неслучайно Потапенко был назван «одним из плодовитейших современных беллетристов».*

Интерес Игнатия Николаевича к драматургии сформировался в общении с известными авторами, в кругу которых он вращался. Одним из них был и Антон Павлович Чехов.
Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург: Издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (С.-Петербург), 1898. Т. 24а. С. 721.
Пьеса «Волшебная сказка» была написана в 1897 году и опубликована в приложении к журналу «Театр и искусство».

Основная тема пьесы — это «проповедование труда»: человек должен трудиться, праздная, скучная жизнь не приводит к счастью. Главная героиня Наташа, после получения институтского образования, возвращается в родной дом. Это дом бедных людей, испытывающих нужду и ведущих постоянную борьбу за свое существование. Наташа, столкнувшись с реальной действительностью, не хочет так жить, уходит к графу Ижорскому. Вскоре она осознает, что жизнь в богатстве, которую она принимала за идеал, за «волшебную сказку», оказалась миражом, мещанским благополучием. И героиня, наконец «срывает с себя оковы роскоши» и уходит искать «смысл жизни в труде и самостоятельности».

В журнале «Театр и искусство» А. Р. Кугель оставил подробный отзыв о драме и ее постановке. У известного критика сложилось неоднозначное отношение к произведению. С одной стороны, он не разделял мнения других рецензентов, которые нашли в замысле Потапенко пошлость, с другой — обвинял автора в торопливости написания, из-за чего, по его мнению, идея драматурга не получила должного понимания. В целом пьеса Кугелю понравилась, и он даже провел параллель между Наташей и героинями драматургии Г. Ибсена, и которую, к сожалению, по мнению критика, не раскрыла в спектакле Вера Федоровна Комиссаржевская.

Из фондов СПбГТБ

Критик отметил, что актриса начинает повторяться. Он признавался в том, что «ценит симпатичное дарование Г-жи Комиссаржевской, но она стоит на ложной дороге»*. Однако зрителей Вера Федоровна смогла заставить искренне сочувствовать душевным переживаниям Наташи, и «Волшебная сказка» игралась весь сезон, делая полные сборы.
Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1898. №44 (1 нояб.). С.787.
Третье действие спектакля «Волшебная сказка». Рисунок В. П. Овсянникова.
Второе действие спектакля «Волшебная сказка». Рисунок В. П. Овсянникова.
Четвертое действие спектакля «Волшебная сказка». Рисунок В. П. Овсянникова.
Четвертое действие спектакля «Волшебная сказка». Рисунок В. П. Овсянникова.
Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1898. №44 (1 нояб.). С.786–789.