Связь «Мертвых душ» с «Ревизором» контрапунктом проходила через весь спектакль, в том числе благодаря великолепному актеру И. О. Горбачеву, наделившему своего Чичикова чертами Хлестакова. Словно талантливый лицедей, оказываясь в новых предлагаемых обстоятельствах, Чичиков с азартом хватался за очередную роль: «Ему нравится, что он может быть и развязным у Ноздрева, и по-военному подтянутым у Бетрищева, и грубым с Коробочкой, и изысканным с Маниловым. Резвость преображений – это чичиковский способ самоутверждения»
*.
Многогранные и невероятно интересные образы создавали В. В. Меркурьев – Манилов, Н. В. Мамаева – Манилова, Л. П. Штыкан – Коробочка, И. П. Дмитриев – Ноздрев, Ю. В. Толубеев – Собакевич, К. И. Адашевский – Бетрищев, А. Ф. Борисов – Плюшкин и многие другие замечательные артисты театра.
В спектакле играла почти вся труппа. Важным участником действия была толпа губернских жителей: «В основе сюжета спектакля – распутывание тайны Чичикова губернской толпой. Дуэты Чичикова с помещиками прослоены “дальними голосами” бала. Толпа то ищет разгадки, то тоскует об обаятельном Чичикове, припоминая его блестящие достоинства»
*.