петр петрович гнедич

30 октября
1855 г.
undefined
«Это же настоящий писатель. Он не может не писать»
- в. И. Немирович-Данченко -
30 октября 1855 года родился Петр Петрович Гнедич — писатель, драматург, критик, переводчик, художник, театральный деятель, историк искусства.
«Это же настоящий писатель. Он не может не писать. В какие условия его не поставь, он будет писать… Он женился на богатой, у него нет нужды в заработке, а он пишет еще больше. Когда нет темы сочинять, он переводит».*

Отцом Петра был инженер путей сообщений. «Деревянный флигель, в котором жили отец с матерью, был "казенной" квартирой. Из окна моей детской, выходившей во двор, я с раннего утра наблюдал чиновников в синих фуражках, вереницей бежавших на службу. <…>. Это бежали Акакии Акакиевичи, Кувшинные рыла, Яичницы и Подколесины».*

После окончания Первой классической гимназии Санкт-Петербурга Гнедич решил стать художником и поступил в Академию художеств. «Я никогда не обольщался ни своим талантом, ни талантами своих товарищей. Но поступление в Академию сулило как будто более светлый путь, не такой сумрачный и промозглый, какими были дороги в других учебных заведениях».*

В Академии художеств Петр познакомился с Д. А. Есиповым, основателем сатирического журнала «Шут», что перевернуло его жизнь.

Портрет П. П. Гнедича. Художник С. С. Соломко. Начало 1910-х. Из фондов Литературного музея ИРЛИ (Пушкинского дома).


Портрет П. П. Гнедича. Художник И. К. Пархоменко. 1909 г. Из фондов Музея Истории Российской литературы имени В. И. Даля.

Для журнала Гнедич писал под псевдонимом стихи и заметки, рисовал на камне. Академию художеств он так и не окончил, выбрав путь профессионального литератора. Но навыки художника пригодились в дальнейшем — Гнедич писал эскизы декораций и костюмов для спектаклей Александринского театра и Театра Литературно-артистического кружка.

Литературным дебютом писателя стали рассказы, написанные еще в гимнастические годы и появившиеся в журнале «Нива» в 1877 году: «Во тьме. Современная петербургская быль» и «Сосредоточеность. Эскиз с натуры».

Многочисленные романы, повести, рассказы, очерки, фельетоны, стихотворения, рецензии и юморески печатались в журналах «Шут», «Осколки», «Кругозор», а также в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Новое время». «Любили почитывать чисто газетные, бойкие, гладкие фельетоны Гнедича в "Новом времени", подписанные псевдонимом "Старый Джон"».*

В 1905–1909 годах издавались сборники фельетонов «на темы дня» «Песьи мухи».
«Писатель необыкновенно плодовитый — драматург, историк искусства, романист и фельетонист — он всегда держался на уровне серединной литературы; читательские симпатии никогда не концентрировались на нем с особой силой, но все же его читали охотно и и не без удовольствия».*

Особое место в творчестве Гнедича занимала театральная деятельность. «Лично я сделался театралом с пятого класса, когда стал постоянно посещать Александринский театр. Денег у меня было мало. Но на верх я никогда не ходил. Тогда можно было ходить в оркестр Александринского театра, за что капельдинеры брали по полтиннику с человека. Условия было два: надо было быть в черном сюртуке и не аплодировать».*

Первым драматическим произведением Гнедича стала пьеса «Дверей не заперли», которую впервые поставили в 1878 году на любительской сцене в «Обществе дешевых квартир», а затем в апреле 1879 года показали под названием «Птичка в западне» на сцене Александринского театра.

В 1882 году в Московском Пушкинском театре прошла премьера пьесы «Затишье» под названием «На хуторе».

Карикатура на П. П. Гнедича. Лист из журнала «Осколки» 1890 г. Художник М. М. Далькевич.


П. П. Гнедич. Из фондов Александринского театра.

С 1883 года спектакль шел в Александринском театре. «Крылов* всегда боялся конкуренции: успех каждого автора он считал залезанием в его карман, и он <…> более всего ратовал против пьесы. Когда я встретил его в конторе , после моего первого успеха в Александринском театре, по окончании представления "На хуторе", он с пеной у рта накинулся на меня:
– Что вам надо от театра! – кричал он своим дискантом. – Вы беллетрист – сидите в беллетристах! Зачем вы пролезаете на сцену? Зачем вы мешаете мне? Порядочно это? Честно?
– Я не пролезаю, а иду, когда меня зовут, – указал я.
– Я вас прошу: не пишите больше пьес. Вы и мне напортите, и сами ничего не добьетесь.
– Да кто вам мешает, – пишите три пьесы в год, и ставьте, – ответил я.
– А может быть я хочу писать не три пьесы, а четыре! А вы – занимаете место моей четвертой пьесы!
Он схватил меня за руку и с мукой в голосе, продолжал:
– Поймите, – это мой хлеб, а для вас – забава. Я существую театром, а вы пишете пьесы мимоходом. Голубчик, умоляю вас, ну ради бога, больше не пишите!..
Я ему не только не дал слова не писать, но обещал в будущем написать по крайней мере тридцать пьес. Но я его успокоил:
– Впрочем могу вам обещать, что в ближайшие два сезона я не буду ставить пьес, потому что занят Историей искусств – и мне не до театра».*
П. П. Гнедич. «История Искусств». В 3 томах.(СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1907).
П. П. Гнедич. «История Искусств». В 3 томах(СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1907).
«Ежегодник Императорских театров». Из фондов СПбГТБ.
«Ежегодник Императорских театров». Из фондов СПбГТБ.
Исследование П. П. Гнедича «История искусств с древнейших времен» — один из первых в России искусствоведческих трудов для широкого круга читателей — не потеряло свою актуальность до наших дней. Этот труд принес автору пожизненное звание члена Общества поощрения художеств.
Он написал около 40 пьес, которые с успехом шли почти на всех столичных и провинциальных сценах. Пьесы «Перекати поле», «Зима», «Холопы», «Горящие письма», «Болотные огни», «Декабристы», «Ассамблея» подолгу держались в репертуаре, ставились с участием М. Н. Ермоловой, М. Г. Савиной, В. Н. Давыдова, В. П. Далматова, А. И. Южина и других известных актеров.

В 1890-х годах Гнедич перевел пьесы У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» и «Усмирение строптивой», снабдив издания историко-литературными примечаниями и критическими очерками.
В 1893 году Гнедич возглавил Литературно-артистический кружок, а затем стал заведующим художественной частью основанного на его базе театра Литературно-художественного общества (впоследствии называемого Суворинским или Малым театром).

В 1891 он году избирается членом вновь сгруппированного Театрально-литературного комитета при Дирекции Императорских театров, а с 1901 года — приглашен на должность управляющего труппой Александринского театра. Петр Петрович прекрасно осознавал, что театр требует серьезных реформ в режиссерском творчестве и общей постановочной культуре. С его приходом в театр происходит поворот к новым веяниям: при нем приходят в труппу режиссер-новатор В. Э. Мейерхольд и выдающийся художник-декоратор А. Я. Головин.

Фотография П. П. Гнедича с дарственной надписью А. П. Чехову. 1899 г. Из фондов Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.

В 1902 году он становится ещё и редактором «Ежегодника императорских театров» — журнала Дирекции императорских театров, одного из самых значимых театральных изданий того времени.

После Октябрьского переворота 1917 года Гнедич состоял членом репертуарной секции Петроградского отделения Театрального отдела Наркомпроса. Его «Хроника русских драматических спектаклей на Императорской Петербургской сцене 1881–1890 годов», опубликованная в 1918 году в «Сборнике Историко-Театральной секции» — ценнейший труд по истории Русского Театра.
Гнедич П. П. Хроника русских драматических спектаклей на Императорской Петербургской сцене 1881-1890 годов : историческая литература // Сборник историко-театральной секции / Нар. комиссариат по просвещению, Театр. отд. Т. 1. Петроград, 1918 . С. 1–66.
Ежегодник Императорских театров: издание Дирекции Императорских театров. — Санкт-Петербург, 1890–1915
Гнедич П. П. Холопы : 5 картин из семейной хроники Плавутиных-Плавунцовых. — С.-Петербург : Издание т-ва А. Ф. Маркс, 1908. 112 с.
Гнедич П. П. Комедии: В 2 т. Санкт-Петербург : Издание СПб. Т-ва Печатн. и Издат. дела «Труд», 1901. 388 с.
Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. Москва, 1936. С. 33.
Гнедич П. П. Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918. Ленинград, 1929. С. 29.
Гнедич П. П. Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918. Ленинград, 1929. С. 57–58.
Адонц Г. П. П. Гнедич. Литературно-биографический очерк // Гнедич П. П. Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918. Ленинград, 1929. С. 7.
Гнедич П. П. Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918. Ленинград, 1929. С. 55.
Виктор Александрович Крылов — драматург, член Театрально-литературного комитета.
Гнедич П. П. Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918. Ленинград, 1929. С. 129.