Премьера спектакля
«не было ни гроша, да вдруг алтын»
31 октября
1925 г.
31 октября 1925 года в Государственном академическом театре драмы Е. П. Карпов возобновил спектакль по пьесе А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Эта комедия ставилась в театре неоднократно, начиная с 1872 года. Последний раз сам Евтихий Павлович Карпов поставил пьесу в сотрудничестве с художником Петром Борисовичем Ламбиным совсем недавно — в 1921 году. Едва ли это возобновление привлекло бы внимание, если бы не один новый создатель спектакля — художник Борис Михайлович Кустодиев.


Кустодиев не впервые воплощал на сцене мир Островского. За свою творческую жизнь он оформит постановки по 7 пьесам драматурга в различных театрах: «Горячее сердце» (1911), «Гроза» (1918–1920), «Воевода» (1913), «Волки и овцы» (1927), «Снегурочка» (1918), «Не так живи, как хочется» (1920), «Вражья сила» (опера по пьесе «Не так живи, как хочется», 1920) и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (сначала к неосуществленной постановке 1917 года, а затем к спектаклю Государственного академического театра драмы в 1925 году).


В 1920 году Кустодиев оформлял к публикации «Грозу» и хотя книга не была издана, некоторые иллюстрации позднее были опубликованы.*


И это представляется вполне логичным. Автор и художник, чьи театральные миры так сходны – у того и другого яркость и сочность красок, почти декоративная, сочетаются с человечностью и жизнелюбием – просто неизбежно должны были найти друг друга.


Эскиз костюма Мигачевой для несостоявшегося спектакля. 1917 г. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов СПбГМТМИ.

Пьеса Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872), хотя и обозначается автором как «комедия», по ходу действия и до самого конца мрачна и безысходна.
А. И. Зражевский в роли Петровича. Из фондов Александринского театра.
Е. П. Студенцов в роли Модеста Григорьевича Баклушина. Из фондов Александринского театра.
Н. С. Рашевская в роли Насти, Е. П. Корчагина-Александровская в роли Анны Тихоновны. Из фондов Александринского театра.
В. И. Воронов в роли Елеси. Из фондов Александринского театра.

Ф. П. Богданов — Истукарий Лупыч Епишкин, А. А. Чижевская — Фетинья Мироновна, В. А. Рачковская — Лариса. Из фондов Александринского теаатра.

Присутствуют, конечно, и комические герои: любительница целоваться, не желающая жить «против своей натуры» «разряженная» купеческая дочь Лариса; «юноша цветущих лет, прекрасной наружности», недалекий, но сообразительный Елеся; их живописные маменьки; купец Истукарий Лупыч и квартальный Тигрий Львович, — весьма яркое население пьесы.


Но центральное семейство представлено не комично, да и находится в очень драматичной ситуации: отставной чиновник Михей Михеевич Крутицкий, очень бедный старик и в жару не снимет затертой шинели, никому не доверяет, иезуитствует, всех обвиняет, попрекает каждым куском хлеба безответную жену Анну и племянницу Настю, которую вынуждает идти на содержание к богатому купцу. И эта комедия – одна из двух пьес Островского, где главный герой совершает самоубийство (вторая – «Гроза»).


Вот такую убогую окраину Москвы 1840-х гг. с полуразвалившимся домом, забором и заросшим садом, тираном Крутицким, побирающимися Анной и Настей и предлагалось создать праздничному живописцу Борису Михайловичу Кустодиеву в 1925 году.

На сохранившихся эскизах автор с некоторыми вариациями компонует одни и те же объекты (дом, скамейка, забор, фонарь, ларек, деревья, храм), на заднем плане – московский пейзаж. Появляется женская фигура – полнотелая с ярким платком, вероятно, Лариса. На одном эскизе согбенная мужская фигура в черном спускается по крутой лестнице храма. Крутицкий?
Эскиз декорации. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов СПбГМТМИ.
Несколько эскизов сохранились в карандаше, три — в цвете. Деревья, дом, забор, фонарь , — все не ровное, кривоватое, обшарпанное. Самое яркое — рекламные объявления, фрукты, платок. Остальной мир — в тусклых, иногда грязноватых тонах.
Эскиз декорации. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов СПбГМТМИ.
На четырех эскизах из пяти более половины пространства занимает фрагмент фасада большого каменного храма с колоннами, входом и лестницей. Храма не просто запущенного, с обвалившейся штукатуркой, а полуразрушенного, с окнами и дверьми, частично и криво забитыми досками. Образ даже не захолустья, а разрушенной и кое-как залатанной жизни. Рядом с храмом — лавочка отца Ларисы — Епишкина, с цветастой рекламой овощей — внешняя оболочка, иллюзия той прежней кустодиевской красочности, а на дальнем плане — вполне призрачный сказочный городок. Действие пьесы происходит в 1840-е, но разрушенный храм и разрушенная жизнь очевидно, имеют отношение к современной художнику и зрителям эпохе.
Сцена из спектакля. Из фондов Александринского театра.
Л. П. Карташева — Домна Евстигнеева Мигачева, А. А. Чижевская — Фетинья Мироновна Епишкина. Из фондов Александринского театра.
Сцена из спектакля. Из фондов Александринского театра.
Нужно сказать, что в начале 1920-х пьеса «Не было ни гроша, да вдруг алтын», далеко не самая популярная из пьес Островского, стала гораздо чаще ставиться. В 1921 году ее играют в Акдраме, в 1923 — премьера в Передвижном театре Гайдебурова и Скарской, в 1925, кроме возобновления в бывшей Александринке, в Ленинграде пьеса поставлена в ТЮЗе и в Институте сценических искусств на курсе С. Э. Радлова.

Что могло привлечь в этой пьесе режиссеров и художников в это время?


Комедия «Не было ни гроша, да вдруг алтын» кончается самоубийством Крутицкого, которое представлено совсем не трагично: «гуляли, гуляли, да и ... зацепились за дерево», — говорит Елеся. И это ужасное событие становится неожиданно счастливым разрешением всех конфликтов и сюжетной безысходности. Никто не печалится, а всем сразу легчает, и тут же оказывается, что старик-то был немыслимо богат: за подкладкой шинели у него сто тысяч нашли а под полом комнаты — и бриллианты. Настя выходит замуж, Анна больше никогда не будет нуждаться. Чудесное избавление, счастливая случайность, «бог из машины»...


Надежда на какое-то лучшее, которое чуть ли не с неба свалится, надежда призрачная, как городок на заднем плане декорации, но все-таки — надежда. Островский любил хорошие финалы, Кустодиев даже в тяжелые периоды видел в жизни яркий цвет и очаровательную, пусть и наивную, декоративность, а зритель — он во все времена благодарен за благополучное разрешение сюжета...


Е. П. Студенцов в роли Модеста Григорьевича Баклушина, Н. П. Шигорина в роли Насти. Из фондов Александринского театра.

А.Н. Островский в портретах и иллюстрациях. Ленинград: «Учпедгиз», 1949