Александр Онисимович Аблесимов

7 сентября
1742 г.
7 сентября 1742 г. родился Александр Онисимович Аблесимов, — поэт, драматург, журналист, автор произведения с которым связано появление в России очень яркого жанра — комической оперы.

Портрет А. О. Аблесимова. Неизвестный художник.

Он происходил из небогатой дворянской семьи и получил домашнее образование. С 16 лет начал военную службу, но уже в 24 года уволился и занял должность в канцелярии, где и произошло неожиданное. В этой же канцелярии служил известный поэт, драматург и литературный критик, «отец русского театра» — Александр Петрович Сумароков. Аблесимов взялся переписывать набело его стихи … познакомился с поэзией и почувствовал страсть к литературному творчеству.


Он писал элегии, шуточные и сатирические стихи, басни, статьи, но самым известным его сочинением стала комическая опера «Мельник — колдун, обманщик и сват». Текст, написанный автором еще в 1772 г., впервые был представлен лишь 20 января 1779 года в Москве на сцене Знаменского оперного дома графа Р. И. Воронцова.


Комическая опера – новый жанр, зародился примерно в 1770-е гг. Текст в комической опере не пелся, а произносился, а вставные арии, дуэты, речетативы, хоры – пелись. Песни часто носили фольклорный характер. Для комической оперы характерен элемент пасторальности: жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Герои оперы Аблесимова – несколько лубочные крестьяне – изображены комически, с доброй иронией. Музыка основана на мелодиях русских народных песен, они большею частью указаны в тексте пьесы. Любопытно, что песни, использованные Аблесимовым и композитором Михаилом Матвеевичем Соколовским, приобрели популярность благодаря именно опере. Обработка этих мелодий, сделанная Соколовским, к сожалению, не сохранилась.


Авторство музыки «Мельника», известной нам в позднейшей инструментовке, неосновательно приписывают Евгению Ипатьевичу Фомину.* Сюжет пьесы традиционен и восходит к сценариям комедии дель арте: молодые влюбленные Анюта и Филимон хотят быть вместе, но им препятствуют родители невесты, крестьяне Анкудин и Фетинья. Мельник, которого в деревне традиционно считают колдуном, помогает решить все проблемы ко всеобщему удовольствию.


По ходу действия на сцене появляются не только лес, мельница, крестьянский дом, но и луна, и даже лошадь! Это дало повод зрителю-современнику обратиться к драматургу с такими шутливыми строфами:

Обложка нот к комической опере. (Москва, 1956). Из фондов МУК г. Магадана «Музейный комплекс».

Мы все твою узнали цену,
Как ты луну стащил на сцену
И лошадь на театр привел.*

В. А. Люминарский в роли Мельника в спектакле «Мельник-колдун, обманщик и сват» Оперы С. И.  Зимина (Москва). 1915 г. Художник Эльский. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Комическая опера – очень важный и «выгодный» жанр для развития актерского искусства. Она, в традициях той же комедии дель арте, дает актерам значительную свободу трактовки, предполагает пение, танцы, импровизацию. Подобным жанром в русском театре был и водевиль.


«Сия пьеса столь возбудила внимание от публики, что много раз с ряду была играна, и завсегда театр наполнялся... Едва ли не первая русская опера имела столь восхитившихся спектатеров* и плескания*», — писали о пьесе и её постановке в «Драмматическом словаре».*

Неудивительно, что столь популярная русская опера, восхитившая зрителей Москвы, вскоре была показана в столице. 3 февраля 1781 года она была сыграна в Петербурге на сцене Вольного Российского театра, располагавшегося на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) и прошла с неизменным успехом подряд 27 раз! И именно эта пасторальная комическая опера стала первым пробным спектаклем, показанным в недостроенном еще полностью Эрмитажном театре 16 ноября 1785 года.

«Мельник — колдун, обманщик и сват» — одна из немногих русских опер XVIII века, сохранившаяся в репертуаре отечественного театра. В немалой мере популярности этого произведения способствовали талантливые исполнители роли Мельника: А. М. Крутицкий, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов. В 1915 году оперу в живописном лубочном оформлении ставят в частной Опере С. И. Зимина в Москве.
Эскизы костюмов к спектаклю «Мельник-колдун, обманщик и сват» Оперы С. И.  Зимина (Москва). 1915 г. Художник И. А. Малютин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю «Мельник-колдун, обманщик и сват» Оперы С. И.  Зимина (Москва). 1915 г. Художник И. А. Малютин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
В XIX веке произведение, завоевавшее популярность у публики, часто ставилось не только в столице, но и на провинциальной сцене, исполнялось как профессиональными актерами, так и любителями. В 1923 году опера была поставлена в Государственном институте музыкального просвещения в Петрограде. Но и к концу XX века она не сошла со сцены: в 1993 году появляется спектакль московского Театра на Малой Бронной в постановке С. Женовача.
Аблесимов написал еще несколько драматических произведений, но в истории русского театра осталось именно это сочинение автора. А. А. Шаховской объяснял популярность оперы ее связью с русской жизнью: «Аблесимов выхватил из народа "Мельника — обманщика, колдуна и свата", пустил его прямо на сцену, заставил петь замысловатые стихи на голос русских песен и представил зрителям быт в свежей прелести русского своедела, и оттого-то "Мельник" и "Недоросль" никогда не могут приглядеться».*

зрителей

аплодисменты

Драмматический словарь, или показания по алфавиту всех Российских театральных сочинений и переводов, с означением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах, и где и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральные представления : словарь. Точное воспроизведение изд. 1787 г. Санкт-Петербург, 1880. С. 78.

Гозенпуд А. А. Примечания. Аблесимов А. О. Мельник — колдун, обманщик и сват // Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX века. Ленинград, 1990
Тупиков Н. М. Сатира на Аблесимова // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1893/1894. Приложение. Кн. 2. С. 15.
Шаховской А. А. Летопись русского театра: Эпоха II // Репертуар русского театра. 1840. Том. 2. С. 5.
Тупиков Н. М. Сатира на Аблесимова // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1893/1894. Приложение. Кн. 2. С. 141-146.
Аблесимов А. О. Мельник, колдун, обманщик и сват : в трех действиях. Москва : [Сенатская типография], 1782 года. 56 с.