Портрет А. О. Аблесимова. Неизвестный художник.
Он происходил из небогатой дворянской семьи и получил домашнее образование. С 16 лет начал военную службу, но уже в 24 года уволился и занял должность в канцелярии, где и произошло неожиданное. В этой же канцелярии служил известный поэт, драматург и литературный критик, «отец русского театра» — Александр Петрович Сумароков. Аблесимов взялся переписывать набело его стихи … познакомился с поэзией и почувствовал страсть к литературному творчеству.
Он писал элегии, шуточные и сатирические стихи, басни, статьи, но самым известным его сочинением стала комическая опера «Мельник — колдун, обманщик и сват». Текст, написанный автором еще в 1772 г., впервые был представлен лишь 20 января 1779 года в Москве на сцене Знаменского оперного дома графа Р. И. Воронцова.
Комическая опера – новый жанр, зародился примерно в 1770-е гг. Текст в комической опере не пелся, а произносился, а вставные арии, дуэты, речетативы, хоры – пелись. Песни часто носили фольклорный характер. Для комической оперы характерен элемент пасторальности: жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Герои оперы Аблесимова – несколько лубочные крестьяне – изображены комически, с доброй иронией. Музыка основана на мелодиях русских народных песен, они большею частью указаны в тексте пьесы. Любопытно, что песни, использованные Аблесимовым и композитором Михаилом Матвеевичем Соколовским, приобрели популярность благодаря именно опере. Обработка этих мелодий, сделанная Соколовским, к сожалению, не сохранилась.
Авторство музыки «Мельника», известной нам в позднейшей инструментовке, неосновательно приписывают Евгению Ипатьевичу Фомину.* Сюжет пьесы традиционен и восходит к сценариям комедии дель арте: молодые влюбленные Анюта и Филимон хотят быть вместе, но им препятствуют родители невесты, крестьяне Анкудин и Фетинья. Мельник, которого в деревне традиционно считают колдуном, помогает решить все проблемы ко всеобщему удовольствию.
Обложка нот к комической опере. (Москва, 1956). Из фондов МУК г. Магадана «Музейный комплекс».
В. А. Люминарский в роли Мельника в спектакле «Мельник-колдун, обманщик и сват» Оперы С. И. Зимина (Москва). 1915 г. Художник Эльский. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Комическая опера – очень важный и «выгодный» жанр для развития актерского искусства. Она, в традициях той же комедии дель арте, дает актерам значительную свободу трактовки, предполагает пение, танцы, импровизацию. Подобным жанром в русском театре был и водевиль.
Неудивительно, что столь популярная русская опера, восхитившая зрителей Москвы, вскоре была показана в столице. 3 февраля 1781 года она была сыграна в Петербурге на сцене Вольного Российского театра, располагавшегося на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) и прошла с неизменным успехом подряд 27 раз! И именно эта пасторальная комическая опера стала первым пробным спектаклем, показанным в недостроенном еще полностью Эрмитажном театре 16 ноября 1785 года.
зрителей
Драмматический словарь, или показания по алфавиту всех Российских театральных сочинений и переводов, с означением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах, и где и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральные представления : словарь. Точное воспроизведение изд. 1787 г. Санкт-Петербург, 1880. С. 78.