В новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года было открыто кабаре или подвал «Бродячая собака» Художественного общества интимного театра. Он располагался в центральной части города, на углу Итальянской улицы и площади Искусств (раньше – Михайловской площади). Согласно дореволюционному делению города — в Третьей Адмиралтейской части Санкт-Петербурга.
В. А. Шписом фон Эшенбруком:
Карикатура М. Л. Шафрана. Чествование К. Д. Бальмонта в «Бродячей собаке». Слева направо: Е. В. Аничков, П. П. Потемкин, Н. И. Кульбин, К. Д. Бальмонт, С. М. Городецкий, С. Ю. Судейкин, Ф. К. Сологуб.
В сочиненном А. Толстым уставе клуба первый и главный пункт декларировал полное бескорыстие «собачьей» жизни: все члены общества работают бесплатно на благо общества.
По воспоминаниям Н. Петрова, странное название для кабаре родилось совершенно случайно, когда Толстой сравнил компанию, скитающуюся в поисках подвала, чтобы встретить
в нем новый 1912 год, с бродячими собаками, ищущими приюта. Хотя образ «бродячей собаки», в те годы был необычайно распространенным.
Много позже Пронин писал: «У меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все „бродячие собаки“, могли приткнуться, дешево покормиться и быть у себя — бродячие, бесприютные собаки»*.
Кабаре было своеобразным Ноевым ковчегом начала ХХ века: в нем собирались футуристы, акмеисты, символисты, художники из «Мира искусства», кубисты, импрессионисты и многие, многие другие…
Меню кабаре «Бродячая собака». 1912 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Сцена в артистическом ресторане «Бродячая собака». Художник В. В. Дмитриев. 1915 г. Из фондов СПбГМТМИ.
в зал стояла конторка с большой книгой, в которой посетители оставляли свои автографы, стихотворные экспромты, зарисовки.
Благодаря царящему здесь чувству свободы раскрылся талант многих посетителей знаменитого клуба. Здесь впервые зазвучал в полную силу голос Мандельштама и голос Ахматовой. Здесь были впервые прочитаны и написаны многие замечательные строки М. Кузмина и Н. Гумилева, В. Хлебникова и И. Северянина.
Программа вечера. 1913 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз оформления кабаре «Бродячая собака». Художник С. Ю. Судейкин.
Обложка издания, приуроченного к тематическому вечеру в честь балерины Т. П. Карсавиной. Художник С. Ю. Судейкин. 1914 г.