Открытие театра-кабаре
«привал комедиантов»
18 апреля
1916 г.

Театр-кабаре «Привал комедиантов» воплощал в себе идею Н. Н. Евреинова, сформулированную в его арлекинаде «Веселая смерть»: «Вы проповедуете сверхчеловека? Я — сверхшута».*


Театр-кабаре был задуман как продолжение артистического подвала  «Бродячая собака» — кабаре-клуба, закрывшегося в марте 1915 года.

Евреинов Н. Н. Веселая смерть: арлекинада в 1 действии. Санкт-Петербург: Изд. журн. «Театр и искусство», 1909.
На открытии 18 апреля 1916 года была зачитана шутливая телеграмму от артистов московского художественного театра О. Л. Книппер, И. М. Москвина, Н. О. Массалитинова и др., где были такие слова:


«В Москве ни Собак, ни Привала!
Актеры, художники есть
И даже поэтов немало,
Имен их нельзя перечесть.
От имени всех комедьянтов
Привет вам. Запомните ж вы:
В Привале зарыта Собака,
Но духа ее не зарыть,
И каждый бродячий гуляка
Пусть помнит собачую прыть!»*

В «Приюте комедиантов». Среди изображенных Н. Е. Добычина, Б. К. Пронин, В. Я. Брюсов. 1916 г. Художник Б. Д. Григорьев.


Новое артистическое пристанище «бродячего собачьего искусства» обустраивается на Марсовом поле, 7, в подвале «Дома Адамини».

Режиссер Борис Константинович Пронин, «доктор эстетики», как значилось на его визитке, сам был занят устройством, ремонтом и оформлением интерьеров нового кабаре. Вместо распавшегося «Общества Интимного театра» организовали «Петроградское художественное общество», при котором и был создан новый театр-кабаре. Был составлен список «действительных членов общества», куда вошли: Т. П. Карсавина, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, В. А. Щуко, Л. Н. Андреев, М. А. Кузмин, Тэффи, Н. Н. Евреинов, министр юстиции Временного правительства П. Н. Переверзев — всего 27 человек.

В своих воспоминаниях Борис Пронин сравнивал «Привал» и «Собаку»: «Это был уже не кабачок, а скорее подземный театр, где были регулярные постановки и программы. „Собака” же базировалась на экспромтах».* Театральная программа «Привала комедиантов» декларировала постановки «в характере представлений народных балаганов и парижских уличных театров».*

Несколько раз здесь был Александр Блок, а его супруга Любовь Дмитриевна неоднократно выступала в «Привале» с чтением поэмы «Двенадцать».

В «Привале» создали постоянную труппу, ядро которой составили учащиеся студии Мейерхольда. Программа, которую играли на премьере, была в своем роде исторической — она объединила в себе постановки Вс. Мейерхольда и Н. Евреинова — первый ставил «Шарф Коломбины», второй — «Фантазию» Козьмы Пруткова и «Два пастуха и нимфа в хижине» М. Кузмина.

Б. К. Пронин

Цит. по: Памятники культуры. Новые открытия. 1988. Москва, 1989. С. 97.
Тихвинская Л. И. «Привал комедиантов» // Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. Москва, 1995. С. 160.
В «Привале» были от пола до потолка расписаны сводчатые комнаты. Художники Б. Григорьев и А. Яковлев расписали два зала: Первый — под таверну: на стенах изображены гигантские фигуры трактирщиков и гуляк с подружками. Главным персонажем другой комнаты стал Арлекин.
Третий зал оформил С. Судейкин. Стены и потолок художник сплошь закрасил черным цветом. В черноте подвальных сводов мерцали знаки зодиака (первоначально театр хотели назвать «Звездочетом»). Подвал освещали свечи в старинных канделябрах. Абажурами, рассеивавшими неверное пламя свечей, служили маски.

Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). Художник С. Ю. Судейкин. 1916 г.

Постепенно люди искусства стали заходить в подвал на Марсовом поле все реже, да и то по большей части днем. Билеты на вход в «Привал комедиантов» продавались всякому желающему. От прежнего «Привала комедианта» со временем осталась лишь фантастическая роспись, но великолепные залы затопило наводнением 1924 года, и уникальные росписи были уничтожены.

Эскиз занавеса для театра-кабаре «Привал комедиантов». Художник С. Ю. Судейкин. Из фондов Театрального музея им. А. А. Бахрушина.

Театр и искусство. 1916. № 44 (30 окт.). С. 892.