СИМОН БАГРАТОВИЧ
ВИРСАЛАДЗЕ

13 января
1909 г.
«Для меня главное — сцена.
Вот на сцене я стремлюсь сотворить чудо!»
13 января 1909 года в Тифлисе родился Симон Багратович Вирсаладзе — театральный художник, сценограф и живописец.
Долгий путь обучения он начал в тифлисской Академии художеств у Иосифа Адольфовича Шарлеманя. Окончив Академию и переехав
в 1928 году в Москву, Вирсаладзе продолжил образование в Высшем художественно-техническом институте по классу Исаака Моисеевича Рабиновича и Петра Петровича Кончаловского. Именно здесь молодой художник серьезно увлекся сценографией.

Позже были годы учебы в Институте пролетарского изобразительного искусства (Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина) по классу Михаила Павловича Бобышова.

Творческую деятельность Вирсаладзе начал в 1932 г. в Тбилисском театре оперы и балета им. Закария Палиашвили, затем, с 1937 года, в Ленинграде — в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова, в котором с 1945 по 1962 год был главным художником. В это же время он много работает, оформляя спектакли Ленинградского Малого Театра, Ленинградского хореографического училища, театров Оперы и балета в Баку, Новосибирске, Тбилиси.

С. Б. Вирсаладзе

Творческий метод Симона Вирсаладзе получил название «живописный симфонизм». Перед созданием декораций и костюмов к балетам художник слушал музыку, много беседовал с режиссером-постановщиком, балетмейстерами.
И только тогда, когда, у него складывался образ, он приступал к своей работе. Оформление спектакля отличалось единым стилем, костюмы и декорации выдержаны в одной гамме, в одних полутонах.
Эскиз женских костюмов к балету А.А.Крейна «Лауренсия» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1939 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Командора к балету А.А.Крейна «Лауренсия» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1939 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Королевы к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1952 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз мужского костюма к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1952 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Особую роль в театральной судьбе Вирсаладзе сыграла встреча с балетмейстером Юрием Николаевичем Григоровичем.

«Мне Вирсаладзе близок именно своей эмоциональностью, умением рассказать своим оформлением о человеческих страстях и помочь мне рассказать о них языком пластики. Он понимает и знает балет»», — писал Григорович.*

Первыми спектаклями Григоровича-Вирсаладзе в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова были «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1961 г.).

Ю. Н. Григорович и С. Б. Вирсаладзе

Цит. по: Театральный календарь. 1984. Ленинград, 1983. С. 11.

Эскиз декорации к балету С. С. Прокофьева«Каменный цветок» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1957 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Для каждого спектакля Мастер создавал единую изобразительную среду, которая определяла общий характер балета.
В «Каменном цветке» таким объединяющим мотивом была малахитовая шкатулка, откуда как бы выходило танцевальное действие. Декорации имели некоторые черты стилизации. Костюмы к балету были близки к народным, лишь облегчены по ткани.
Эскиз мужского костюма к балету «Легенда о любви» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961 г.
Эскиз костюма Мехнеме-Бану к балету «Легенда о любви» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961 г.
Эскиз мужского костюма к балету «Легенда о любви» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961 г.
Эскиз женского костюма к балету «Легенда о любви» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961 г.

А. Е. Осипенко в роли Мехнеме-Бану в балете «Легенда о любви» Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961 г. Художник рисунка Л. А. Острова. Из фондов ГМИ.

Умение «слушать музыку» и воплощать мысль композитора и балетмейстера в декорациях и костюмах раскрывается в спектакле «Легенда о любви». В балете, более чем где-либо, костюм является соединительным звеном между декорацией и танцем, подчеркивает движение танцовщиков, характер и композицию хореографии. Декорации представляют огромный старинный фолиант.

Сотрудничество с Ю. Григоровичем продолжилось и в Москве. На сцену Большого театра были перенесены «Каменный цветок» (1959 г.) и «Легенда о любви» (1965 г.).

«В творчестве, в искусстве Вирсаладзе невозможно представить себе спокойным, равнодушным. Он один из самых активных соавторов любого спектакля, на афише которого стоит его имя».*

Балеты Юрия Григоровича, оформленные Симоном Вирсаладзе, неоднократно ставились за рубежом.

По его эскизам созданы костюмы для многих программ Ансамбля народного танца Грузии, а так же костюмы для фильмов Г. М. Козинцева «Гамлет» (1964 г.) и «Король Лир» (1971 г.).