ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ
«ПИПЫ СУРИНАМСКИЕ»

12 января
1931 г.
12 января 1931 года на сцене Выборгского дома культуры состоялась премьера спектакля Большого Драматического театра «Пипы суринамские» по пьесе молодых рабкоров Ф. Брейтигама, П. Кожевникова, Коноплева и Н. Лебедева.
Над спектаклем работала целая команда: постановочный штат включал тридцать человек, среди них ассистенты режиссера Сергея Александровича Морщихина, художники, композитор, балетмейстер, ответственный за физкульт-тренаж и бутафоры.

Постановка стала большой коллективной работой молодых авторов и актеров, а для режиссера С. А. Морщихина — дебютом на сцене Большого Драматического театра.

Для БДТ это был не совсем обычный спектакль —развлекательный, скорее подходящий для мюзик-холла, обозрение с игровыми, танцевальными и музыкальными аттракционами.

В интервью, приуроченном к премьере спектакля, режиссер говорил о том, что название «„Пипы суринамские“ определяется присутствием в пьесе целой галереи отвратительных персонажей нашей эпохи. Все разновидности обитателей мещанского и обывательского болота показываются нами, как безобразные жабы— пипы»*.

Под пипами суринамскими подразумевались всевозможные хулиганы, пьяницы, рвачи, лодыри, лжеударники, сплетники, шептуны, подхалимы, бюрократы и прочие отрицательные герои, которые высмеивались в многочисленных скетчах, песнях, частушках и пародиях.

Программка январских спектаклей, сыгранных на сцене Московско-нарвского дома культуры. Из фондов СПбГТБ.

Морщихин С. А. «Пипы суринамские». Беседа с режиссером Морщихиным // Рабочий и театр. 1931. № 1. С. 22.


Зарисовка к спектаклю. Художник А. Бесперстов.

«Спектакль предварялся балаганным занавесом с пестрой рекламой — от огромной афиши „Общества любителей котов“, приглашавшей на „всесоюзную выставку“, реклам зубного порошка, карамели „Одалиска“, духов „Красное Коти“ до призывов посетить диспут между Луначарским и протоиреем Введенским на тему „Есть ли бог?“. На сцене появлялся мотоцикл и въезжало огромное чучело жабы. Из ее спины выставлялись головы разоблаченных персонажей».*

В спектакле участвовал весь молодежный состав театра. И хотя большей частью рецензии на постановку были критические, но все отмечали, что актеры добивались «в каждой маленькой роли выразительных штрихов и запоминающейся характеристики».*

Но Морщихин был убежден, что современный сатирический спектакль может родиться лишь совместными усилиями молодой команды-лаборатории. «Если наша работа ... будет малоубедительной, то, ведь, это — лишь первый опыт, проделанный руками молодежи, являющейся и организаторами и исполнителями этого спектакля», — считал молодой режиссер.*

Любомудров М. Н. Режиссерские искания Большого драматического театра во второй половине 1920-х годов (1926-1932) // Театр и драматургия: сборник. Вып. 5. Ленинград, 1976. С. 142.

Голубов В. «Пипы суринамские» в Большом драматическом театре // Рабочий и театр. 1931. № 4. С. 12.

Голубов В. «Пипы суринамские» в Большом драматическом театре // Рабочий и театр. 1931. № 4. С. 12.