Александр Евстафьевич
Мартынов

20 июЛя
1816 г.
«если он будет изучать и учиться, то не только водевиль, но и комедия долго не осиротеет на Александрийском театре».
— В. г. Белинский —
20 июля 1816 года в Санкт-Петербурге родился один из основоположников школы сценического реализма — Александр Евстафьевич Мартынов.
Обучение в Петербургском театральном училище Мартынов начал в балетном классе Ш. Л. Дидло. После его ухода обучался у декоратора А. Каноппи, который сумел привить ученику любовь к искусству античности и эпохи Возрождения.

С 1829 года основной целью училища стала подготовка актеров для драматической труппы. Мартынов перешел в драматический класс, где, участвуя в массовых сценах, обратил на себя внимание особенной комической мимикой. Слабый голос и недостатки произношения послужили причиной отказа от него педагога, Я. Г. Брянского. Однако в это время юношу под свое покровительство взял П. А. Каратыгин, известный водевилист. Мартынов принялся за изучение комических ролей, а через год дебютировал в Александринском театре в водевиле П. Г. Григорьева «Филатка и Мирошка — соперники».

После окончания училища и до 1860 года Александр Евстафьевич служил в Александринском театре, где сыграл более 600 ролей среди которых Синичкин («Лев Гурыч Синичкин», 1840), Хлестаков («Ревизор», 1843), Мошкин («Холостяк», 1859), Тихон («Гроза», 1859) и другие.


А. Е. Мартынов. Художник Д.Н.Щуровский. Из фондов ГМИИ им. А.С.Пушкина.


А. Е. Мартынов. Литография П. И. Егорова. Из фондов СПбГМТМИ.

Артист очень скоро сделался любимцем публики, заняв положение первого комического актера. Мартынов выдвигал на первый план психологию «маленького человека», стремясь отыскать в каждом персонаже человеческие черты.
Он часто гулял по городу, по многолюдным местам, заходя в лавки и на базары, разговаривая с разными людьми, чтобы уловить интересные выражения и интонацию, запомнить мимику. Мартынов наблюдал за жизнью и бытом ремесленников, мелких чиновников и служащих. В первый период своей деятельности он сыграл множество ролей простых людей: слуга Осип («Ненавистник женщин»), денщик Иван («Сентябрьская ночь»), слуга Захар («Знакомые незнакомцы») и другие.

Большое количество персонажей Александр Евстафьевич переиграл в пьесах А. Н. Островского: Сидорыч («Утро молодого человека», 1853), Коршунов («Бедность не порок», 1854), Еремка («Не так живи, как хочется», 1855), Тии Титыч Брусков («В чужом пиру похмелье», 1856), Бальзаминов («Праздничный сон — до обеда», 1857), Тихон («Гроза», 1859) и других.
На почве творческого содружества с драматургом выросла и окрепла их личная дружба.
Александр Евстафьевич много работал и часто гастролировал. Именно это и привело к ухудшению его здоровья. Весной 1859 года он уезжал на юг по совету врачей лечиться от чахотки. В его честь был дан прощальный обед. «Всего было до 40 человек. Обед происходил с некоторой торжественностью, прочитан был адрес и за подписью всех и передан Мартынову... Такой чести еще не было никакому актеру. Мартынов прослезился, терялся и чувствовал себя счастливейшим человеком: это можно было читать на его лице».* Присутствующий на торжестве Н. А. Некрасов прочел, посвященные артисту строки:

Литературная мысль: альманах. Кн. 2. Петроград, 1923. С.162.

Со славою прошел ты полдороги,
Полпоприща ты доблестно свершил,
Мы молим одного: чтоб даровали боги
Тебе надолго крепость сил!..
Чтоб в старости, былое вспоминая,
Могли мы повторять смеясь:
«А помнишь ли, гурьба какая
На этот праздник собралась?
Тут не было ни почестей народных,
Ни громких хвал, — одним он дорог был:
Свободную семью людей свободных
Мартынов вкруг себя в тот день соединил!
И чем же, чем? Ни подкупа, ни лести
Тут и следа никто не мог бы отыскать!»
Мы знаем все: ты стоишь большей чести,
Но мы даем, что можем дать.

Репетиция в Александринском театре. Художник П. А. Каратыгин. Из фондов ГИМ.

Можно ли было предположить, что через год великого артиста не станет... Летом 1860 года А. Н. Островский и А. Е. Мартынов отправились в совместную поездку на юг. По пути Мартынов, много выступал со спектаклями в Москве, Воронеже, Харькове, Одессе. В Крыму он надеялся отдохнуть и подлечиться, но все больше слабел и умер на пути домой, в Харькове, на руках у своего друга.

Цимбалова С. И. А. Е. Мартынов и проблема актерского амплуа // Театральное наследие и современность : материалы научно-практической конференции, посвященной 255-летию Российского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина и Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, 10 октября 2011 года. Санкт-Петербург, 2011. С. 192-199.