Феодосия Александровна Снеткова

7 июня
1838 г.
«я всегда считала, что или должна всецело принадлежать театру...
или совсем стать им чужой».
— фанни снеткова —
7 июня 1838 года родилась драматическая актриса Феодосия Александровна Снеткова (по мужу Перфильева, по сцене Снеткова 3-я или Фанни Снеткова).

Ф. А. Снеткова. Конец 1850-х гг.

Современники называли ее «царицей грез театрального Петербурга» и самой поэтичной инженю, считали, что в привлекательности она не уступает самой Асенковой. М. С. Щепкин хвалил за «художественное чутье», а А. Н. Островский хотел, чтобы именно она играла Катерину на петербургской премьере «Грозы».


Еще будучи воспитанницей петербургского императорского Театрального училища Снеткова сыграла Ольгу в спектакле «Владимир Заревский», после чего А. И. Вольф отметил, что «в декабре 1856 года наша сцена сделала драгоценное приобретение в лице Фанни Снетковой»*.


Вольф А. И. Хроника петербургских театров. Санкт-Петербург, 1877. Ч. 3. С.12
Придя в театр, она уже в своих первых ролях, в основном, в третьесортных мелодрамах, привлекла симпатии публики. Даже в слабых пьесах она была необычайно выразительна, например, в пьесах безнадежно влюбленного в нее актера и режиссера И. Е. Чернышева «Не в деньгах счастье», «Отец семейства», «Испорченная жизнь».

Увидевший ее в 1860 году в спектакле «Предубеждение, или не место красит человека, а человек место» П. Д. Боборыкин писал о роли Настеньки: «До сих пор я еще не видел ни в Москве, ни в Петербурге, такой изящной, красивой и привлекательной по тону актрисы на молодые роли».*

Среди других ролей Снетковой: Софья в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Ольга в «Нахлебнике» И. С. Тургенева, Офелия в «Гамлете» У. Шекспира, и, конечно, Катерина в «Грозе» А. Н. Островского.

Ф. А. Снеткова. Конец 1850-х гг. Из фондов СПбГМТМИ.

Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С. 35.

Ф. А. Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. 1859 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Спектакль «Гроза» вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою».

Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерину слился навсегда именно с этой актрисой. «Натура Катерины страстно сдержанная, с налетом наивной
религиозности, поэтически чувственная, склонная к уколам совести, к трагическим позывам раскаяния — нашла в Снетковой особенно чуткую толковательницу. Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти. Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах».*
.





Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С. 37.
Снетковой предстояла блестящая карьера, но ее актерский век уложился в семь лет. В 1863 году она вышла замуж за гвардейского офицера С. С. Перфильева и оставила сцену. Муж вышел в отставку, был мировым судьей в Москве, где супруги и провели всю жизнь.
«Петербургская публика лишилась своей любимицы — и не по собственной вине. Все друзья театра глубоко сожалели об этом, почти внезапном, уходе с подмосток актрисы, только что входившей в полное обладание своими творческими силами. Потеря была обидная и безвозвратная. Выход замуж и радости семейной жизни навсегда пересилили. Звание безусловной любимицы не на столько оказалось привлекательными, чтобы связать навеки судьбу молодой, цветущей девушки с театром, его торжествами и бурями», — сожалел П. Боборыкин.*

В 1909 году корреспондент газеты «Обозрение театров» взял интервью у первой исполнительницы роли Катерины. «Как я играла? Да разве можно на это ответить? Знаю только, что любила я эту роль, особенно последний акт! В нем я жила! Иногда я вспоминаю, как я играла. Выпадали такие дни, что охватывала тоска по сцене. Я запиралась и говорила свои любимые роли. Конечно, чаще всего роль Катерины», — вспоминала пожилая актриса.*

Ф. А. Снеткова. Конец 1860-х гг. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С. 38.
Первая исполнительница Катерины в «Грозе» // Обозрение театров. 1909. 26 нояб. (№916). С. 8.
Ф. А. Снеткова с сыном. 1865 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Ф. А. Снеткова. Конец 1860-х гг. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Подробнее о творчестве актрисы можно прочитать в книге Т. Д. Золотницкой «Фанни Снеткова : ("Царица грез театрального Петербурга")» (Ленинград, 1973), а так же статьи:
Ф-в М. Новая роль г-жи Снетковой 3-й // Театральный и музыкальный вестник. 1858. № 29. С. 347-348.
Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С.34–38.
Первая исполнительница Катерины в «Грозе» // Обозрение театров. 1909. 26 нояб. (№916). С. 8.

Премьера спектакля «Борис годунов»
7 июня
1949 г.
7 июня 1949 года на сцене Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина, к 150-летию со дня рождения великого поэта, состоялась премьера трагедии «Борис Годунов».

Сценическая судьба у этой трагедии непростая: пьеса, написанная Пушкиным еще в 1825 году, до 1870 года оставалась под цензурным запретом. Однако сложность создания постановок заключалась не только в государственном надзоре, но и в художественном своеобразии текста. Пушкинскую трагедию принято считать несценичной. Своим произведением поэт коренным образом изменил драматическую структуру прежней драматургии.


«„Борис Годунов“, единственный по образцу шекспировских хроник, несмотря на множество художественных сцен, не может назваться драмою. „Борис Годунов“ есть ряд картин, которые, вместе взятые, не составляют законченной и вполне развитой драмы, но, тем не менее, в них есть столько драматического интереса, что постановка их на сцене, нам кажется, должна была бы сопровождаться немалым успехом…»*


Спектакль Леонида Сергеевича Вивьена, приуроченный к юбилею А. С. Пушкина, оказался сосредоточен не только на народной теме пьесы, но и на исследовании трагедии отельной масштабной личности, такой, как Борис Годунов.


Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене в XIX веке. Санкт-Петербург. 2010. С. 212.

Н. К. Симонов в роли Бориса Годунова.

Из фондов Александринского театра.

Роль Бориса исполнил Николай Константинович Симонов. Он же играл Годунова в постановке 1934 года. Артист создал монументальный образ, лишенный поддержки народа и обреченный на гибель.* На первый план в игре исполнителя выступали величавость и даже некоторая надменность. Он чувствовал свое царское превосходство и вел себя соответствующе в определенные моменты.


Однако вместе с тем облик Бориса был романтичен и наполнен болезненностью и нервозностью.* Симонов наделил Бориса Годунова большим благородством, открытостью и великодушием.


«Симонов показывает в Годунове незаурядный ум, государственный опыт, — его Борис вполне свободно чувствует себя на царском троне. Мы видим также внутренний недуг — боязнь "божьей кары" за содеянное преступление, — съедающий эту страстную натуру».*


Вивьен сокращал текст трагедии, однако спектакль оставался довольно громоздким и при произведенных изменениях.

В постановке спектакля была задействована почти вся труппа театра.

М. Л. Вивьен в роли Царевны Ксении. Из фондов Александринского театра.
О. Я. Лебзак в роли Марины Мнишек. Из фондов Александринского театра.
А. Ф. Борисов в роли Самозванца. Из фондов Александринского театра.
А. С. Любош в роли Князя Василия Шуйского. Из фондов Александринского театра.
А. Х. Урусов в роли Игумена, В. И. Воронов в роли Варлаама. Из фондов Александринского театра.
М. Л. Никельберг в роли юродивого Николки. Из фондов Александринского театра.
М. К. Екатерининский в роли Афанасия Пушкина. Из фондов Александринского театра.
П. И. Андриевский в роли Василия Щелкалова. Из фондов Александринского театра.
Несмотря на то, что народная тема в спектакле отошла на второй план и, возможно, не получила полноценного своего развития, массовые сцены были решены в значительных масштабах и актерское взаимодействие в них выверено и отработано, в исполнении достигнуты четкость, слаженность и единство ансамбля.
См.: [Сообщение о заключительных репетициях перед премьерой спектакля «Борис Годунов»] // Вечерний Ленинград. 1949. 3 июня (№ 128). С. 26.
См.: Пименов В. Плодотворная встреча // Вечерний Ленинград. 1949. 22 августа.
Жданов В. «Борис Годунов» // Труд. 1949. 21 июля
Художник Дмитрий Федорович Попов, как показалось критикам, в пьесе, где сюжетная линия часто перемещается из одного пространства в совершенно другое, «не сумел создать такую конструкцию внешнего оформления, которая позволяла бы легко менять место действия».* По этой причине между некоторыми картинами возникали долгие паузы.
Художником по костюмам выступил Кирилл Борисович Кустодиев, композитором — Юрий Владимирович Кочуров.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник К. Б. Кустодиев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз мужских костюмов. Художник К. Б. Кустодиев. Из фондов Александринского театра.
Спектакль Вивьена стал одной из первых постановок «Бориса Годунова», в которой фокус внимания сместился с наблюдения за народом, как главным действующим лицом, на изучение трагедии отдельной великой личности. Это была попытка в одном масштабном образе выразить трагедию всего русского мира.