Ф. А. Снеткова. Конец 1850-х гг.
Ф. А. Снеткова. Конец 1850-х гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Ф. А. Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. 1859 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Ф. А. Снеткова. Конец 1860-х гг. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Сценическая судьба у этой трагедии непростая: пьеса, написанная Пушкиным еще в 1825 году, до 1870 года оставалась под цензурным запретом. Однако сложность создания постановок заключалась не только в государственном надзоре, но и в художественном своеобразии текста. Пушкинскую трагедию принято считать несценичной. Своим произведением поэт коренным образом изменил драматическую структуру прежней драматургии.
«„Борис Годунов“, единственный по образцу шекспировских хроник, несмотря на множество художественных сцен, не может назваться драмою. „Борис Годунов“ есть ряд картин, которые, вместе взятые, не составляют законченной и вполне развитой драмы, но, тем не менее, в них есть столько драматического интереса, что постановка их на сцене, нам кажется, должна была бы сопровождаться немалым успехом…»*
Спектакль Леонида Сергеевича Вивьена, приуроченный к юбилею А. С. Пушкина, оказался сосредоточен не только на народной теме пьесы, но и на исследовании трагедии отельной масштабной личности, такой, как Борис Годунов.
Н. К. Симонов в роли Бориса Годунова.
Из фондов Александринского театра.
Роль Бориса исполнил Николай Константинович Симонов. Он же играл Годунова в постановке 1934 года. Артист создал монументальный образ, лишенный поддержки народа и обреченный на гибель.* На первый план в игре исполнителя выступали величавость и даже некоторая надменность. Он чувствовал свое царское превосходство и вел себя соответствующе в определенные моменты.
Однако вместе с тем облик Бориса был романтичен и наполнен болезненностью и нервозностью.* Симонов наделил Бориса Годунова большим благородством, открытостью и великодушием.
«Симонов показывает в Годунове незаурядный ум, государственный опыт, — его Борис вполне свободно чувствует себя на царском троне. Мы видим также внутренний недуг — боязнь "божьей кары" за содеянное преступление, — съедающий эту страстную натуру».*
В постановке спектакля была задействована почти вся труппа театра.