ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА «золушка»
11 июня
1964 г.
11 июня 1964 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова состоялось возобновление балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка», впервые поставленного балетмейстером в 1946 году.

Обложка буклета к спектаклю. Из фондов Музейного объединения «Музей Москвы».

Корреспондент газеты «За советское искусство» писал об особенностях возобновления балета: «Спектакль, поставленный в 1946 году, выпал из репертуара в 1956 году. За эти годы настолько обновился состав труппы, что балет "Золушка" для исполнителей, за редким исключением, является совершенно новой работой. Однако преемственность с постановкой тех лет сохранена. <...> Вся работа по возобновлению идет под руководством балетмейстера-постановщика К. М. Сергеева, который делает авторские исправления, связанные с новой редакцией балета».*

Балетмейстер Константин Михайлович Сергеев решил сложные философские проблемы оригинально и свежо, стараясь увидеть в старом и привычном новое и своеобразное. В каждом звене балета господствовала классическая форма, связанная в первую очередь с колоритной и образной музыкой, сложной и многообразной, органически сочетающей «лирически-возвышенное и комедийно-гротесковое начала»*. Вместе с тем балет воспринимался как актуальный и созданный в настоящее время. Этому способствовала реалистическая разработка пластической характеристики действующих лиц.*
Возобновление балета «Золушка» // За советское искусство. 1964. 29 апр. (№8).
Прохорова В. Возвращение «Золушки» // Смена. 1964. 19 июня.
См.: Энтелис Л. Золушка поднялась на пуанты // Ленинградская правда. 1964. 14 июня.
Энтелис Л. Золушка поднялась на пуанты // Ленинградская правда. 1964. 14 июня.
Партитуру одного из самых совершенных творений Сергея Прокофьева тонко прочитал тогда еще начинающий, молодой, дирижер Виктор Андреевич Федотов. «Талантливый дирижер добился того, что в спектакле полновластно воцарилась музыка Прокофьева, умножая очарование старинной сказки».*
И. А. Колпакова в партии Золушки. Из фондов СПбГМТМИ.
Ю. В. Соловьев в партии Принца, А. И. Сизова в партии Золушки. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
И. А. Колпакова в партии Золушки, В. Г. Семенов в партии Принца. Из фондов СПбГМТМИ.
И. А. Колпакова в партии Золушки. Из фондов СПбГМТМИ.
Исполнительская сторона также радовала зрителей своим профессионализмом и художественностью. Золушку танцевали две артистки: Ирина Александровна Колпакова и Алла Ивановна Сизова.

Колпакова танцевала с большей яркостью, она была нежна, скромна и поэтична. «В первом действии ее движения робкие, намеренно неуверенные, немного скованные. Но с появлением доброй феи ее чистый и прозрачный танец становится свободнее, шире, полётнее».* Артистка делает явственным переход от Золушки-замарашки к Золушке-избраннице Принца.

«"Золушка" — это прежде всего Ирина Колпакова. Струящийся, мерцающий танец, изысканные линии, необычайно мягкие переходы. Танец полутонов. <...> Танец Колпаковой полон подтекста. За трогательностью угадывается стойкость, за мягкой лирикой и женственностью — верность. <...> Колпакова стала душой спектакля, внесла в него ощущение свежести и глубины, большой человеческой теплоты».*

Сизова создавала образ Золушки с обаятельной скромностью. Она показывала героиню по-детски наивной и непосредственной, не теряющей своей милой простоты до конца спектакля. «Золушка-Сизова словно вся светится изнутри, ее мысли и чувства не замкнуты пространством сцены, они переливаются через рампу, волнуя зрителя, заставляя его поверить в правдивость и искренность переживаний героини балета».*

Эскиз костюма Золушки на балу. Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Дашичева А. Ленинградский балет, год 1965 // Театр. 1965. № 11.
Васильев И. Встреча со сказкой // Вечерний Ленинград. 1964. 13 июня.

Эскиз костюма Принца. Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Партию Принца также танцевали два исполнителя: Владилен Григорьевич Семенов и Юрий Владимирович Соловьев.

Образ Семенова был благороден и мягок. Его танцевальная манера свидетельствовала о безупречном вкусе и отличалась строгой классической формой.*

Смелого, волевого и остроумного Принца представлял Соловьев. «Словно порыв весеннего ветра врывается в тронный зал юный принц и полетным маршем с детским мальчишеским азартом, проносится через всю сцену, насмешливо попирая законы дворцового этикета, ошеломляя чопорных придворных».* Подлинным триумфом Соловьева были галопы Принца. «Освобожденный от напряжения и усилий виртуозный танец Соловьева создает ощущение какого-то непрерывного полета».*

Образы сестер Злюки (Калерия Ивановна Федичева) и Кривляки (Наталия Романовна Макарова) были решены балетмейстером теми же средствами классического танца, но в гротесковой манере. Характер Злюки ярко и своеобразно раскрывался в острых колючих движениях и резких точных прыжках, остром ракурсе поз и пронзительном недобром взгляде. Макарова ролью Кривляки раскрыла новую грань своего дарования. Она была непосредственна и творчески обаятельна.
Постановка увлекала зрителей своей «сквозной» хореографичностью. «В спектакле почти полностью отсутствует пантомима: танцуют портнихи, предлагающие платья, танцуют сапожники, ищущие потерянную туфельку; в бурном, хореографически сложном танце "действует" Принц даже тогда, когда он мечется по миру в поисках избранницы своего сердца».*
Кригер В. Преображенная сказка о Золушке // Известия. 1965. 24 июля
Эскиз костюма Сапожника. Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Золушки. Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Феи-бабушки. Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Мачехи. Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Как отмечали современники, дарование талантливой театральной художницы Татьяны Георгиевны Бруни «обрело новые стилевые черты».* Яркие, красивые, легкие и очень «танцевальные» костюмы и декорации переносили зрителей в сказочный мир детства.*
См.: Ступников И. Америка рукоплещет // Ленинградская правда. 1964. 9 окт.
Эскиз декорации «Комната Мачехи». Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации «Дворец». Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМим. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации «Бал». Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации «Кабинет принца». Художник Т. Г. Бруни. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
«Лукавая улыбка и лиризм, острый гротеск и романтическая устремленность мечты о счастье»* — все это была возвратившаяся в новом облике на сцену Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова «Золушка». Состоялась радостная и праздничная встреча со знакомой и любимой сказкой.
Тихонова А. Новая «Золушка» // Советская культура. 1964. 30 июня.